Он отклонил ратификацию плана по расширению полномочий Европейского фонда финансовой стабильности (EFSF). Напомним, все 17 стран, использующих евро, должны ратифицировать принятое в июле решение расширить полномочия EFSF и повысить его гарантии с 440 до 780 млрд евро. Все страны ЕС, кроме Мальты, уже одобрили законопроект.
В Словакии лишь 55 из 124 законодателей, присутствовавших в зале, проголосовали «за», девять были против и 60 воздержались, фактически лишив власти коалиционный кабинет премьер-министра Иветы Радичовой. «То, что мы решаем на сегодняшний день, является поддержкой доброго имени Словакии, его надежности... или исключим себя из сообщества успешных стран», – сказала Радичова перед голосованием. Как пишет The Telegraph, ее голос дрожал от волнения.
Но законодатели не прислушались к ее словам – правящая партия во главе с премьер-министром получила вотум недоверия. Оппозиционные политики в Словакии еще раньше заявили, что они одобрят расширение фонда и его полномочий, но только в случае ухода Иветы Радичовой и ее правительства. Ричард Сулик, лидер меньшинства, глава партии свободы и солидарности, воздержался от голосования. Он сказал парламенту: «Я предпочитаю лучше быть парией в Брюсселе, чем чувствовать стыд перед моими детьми, которые увязли бы еще глубже в долгах из-за повышения объема финансирования EFSF». В партии не раз указывали, что размер взноса в EFSF слишком велик для бедной Словакии, которая не обязана оплачивать долги богатых Германии или Франции и проблемы страдающих Греции и Португалии.
Происходящее в словацком парламенте – это чистой воды внутренняя политика, полагают в Fibo Group. Оппозиция в стране, притормаживая процесс ратификации законопроекта о расширении EFSF, намерена влиять на партию власти. Учитывая серьезность положения, когда закон о EFSF практически принят, а дело затормозилось на маленькой Словакии, скорее всего, требования оппозиции будут в определенной мере удовлетворены, чтобы не подставлять Европу. То есть под нажимом еврозоны к власти придет оппозиция, а страна все равно уступит и согласует расширение фонда. «Финансовая сторона вопроса тут ни при чем: размер вклада Словакии примерно 1%, в то время как у той же Германии – 27%, – добавляет аналитик по макроэкономике ИФК „Солид” Артур Ахметов. – Тем не менее своим требованием пересмотреть размер вклада в фонд стабильности Словакия создает опасный прецедент. Если о пересмотре своего вклада задумаются более весомые участники, то можно говорить о провале инициативы по увеличению фонда».
Между тем ситуация с Грецией остается тяжелой. «Тройка» кредиторов – ЕС, ЕЦБ и МВФ – сообщила, что налогово-бюджетные показатели на 2011 год, запланированные изначально, «недостижимы». Они признали, что греческая «рецессия будет глубже, чем ожидалось», нет «никаких признаков улучшения настроений инвесторов» и структурные реформы хотя и происходят, но «неравномерно». Кредиторы пришли к выводу, что Греция получит жизненно важные для нее 8 млрд евро денежного транша «скорее всего, в начале ноября», но при условии одобрения его выдачи Еврогруппой и МВФ.
Согласование увеличения фонда было одной из важнейших задач для урегулирования ситуации в Греции, теперь же решение откладывается на неопределенный срок. Между тем возможно повторное голосование Словакии по данному вопросу. Оппозиционная партия Smer-SD во главе с бывшим премьер-министром Робертом Фико поддерживает предложение, проголосовав против исключительно из внутренних политических соображений: для отставки кабинета Радичовой.
В небольших странах традиционно сильнее националистические настроения, плюс сказывается небольшой срок пребывания Словакии в Европейском союзе, поясняет управляющий активами отдела доверительного управления Абсолют банка Андрей Алексеев. Граждане, вероятно, еще не чувствуют себя до конца частью единой Европы, поэтому не поддержат своих политиков в таком решении. Вклад каждой страны в фонд пропорционален размеру экономики и достаточно чувствителен для бюджета в текущей непростой ситуации.
Если же парламент отклонит предложение вновь, страна может стать причиной дефолта Греции и потенциально – банковской системы ЕС. Из-за Словакии уже пришлось перенести осенний саммит ЕС с 17-18 на 23 октября. Впрочем, переоценивать событие, считают эксперты, не стоит. «Сейчас у меня нет сомнений, что вновь назначенное правительство Словакии проголосует „за”, поскольку судьба финансовой системы Европы стоит выше интересов отдельной страны. И все остальные страны это тоже понимают», – говорит Артур Ахметов.
Ничего страшного не произошло, соглашается начальник отдела денежных рынков Первого республиканского банка Игорь Шибанов. Рынки практически не отреагировали на эту мнимую сенсацию. Да, небольшая группа в правящей коалиции отказалась поддержать планы правительства. Теперь коалиционное правительство обратится за поддержкой к оппозиции, и так или иначе, но план расширения EFSF будет подписан к концу недели. Председатель ЕЦБ Жан-Клод Трише, Ангела Меркель и Николя Саркози заявили, что кризис задолженности в Европе становится системным и должен быть немедленно подавлен. EFSF – главное оружие Европы, чтобы ответить на этот кризис, угрожающий единой валюте, европейским банкам и всей глобальной финансовой системе. И власти ЕС, несомненно, найдут рычаги давления на Словакию.
Читайте подробнее на странице Бизнес и финансы