Придется подождать

Вадим Пономарев
18 октября 2011, 09:54

Срок передачи заказчику — концерну «Росэнергоатом» (РЭА) — первой отечественной плавучей атомной станции (ПАТЭС) переносится минимум на полтора года. Об этом журналистам сообщил глава государственной Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Роман Троценко. «Шансов сейчас сдать этот заказ в срок никаких — опоздание будет минимум на полтора года. Мы должны были сдать в июне 2012 года, будет перенесено на начало 2014 года», — сказал он на Балтийском заводе, который и строит ПАТЭС.

Фото: РИА Новости
Головой энергоблок плавучей атомной станции

Идея плавучих атомных генераторов малой мощности родилась еще лет 30 назад, когда окончательно выяснилось, что силовые атомные установки на ледоколах и подводных лодках работают стабильно, надежно и безопасно, а значит, могут быть использованы в мирных целях, для выработки электроэнергии. Более того, эти установки могут стать своеобразной панацеей для тех регионов Дальнего Востока и Крайнего Севера, где отсутствуют гидроресурсы для строительства ГЭС и газ — для создания тепловых электростанций (ТЭС). Российский атомный концерн «Росатом», обосновывая необходимость строительства ПАТЭС, даже подсчитал, что для завоза топлива (без учета его стоимости) и грузов в северные регионы России ежегодно тратится более 3 млрд рублей. Поэтому ОКБ имени Африкантова уже в постсоветское время был разработан проект атомной станции малой мощности (АСММ) на базе плавучего энергетического блока (ПЭБ) с реакторными установками КЛТ-40С. Совокупная мощность ПАТЭС — 70 МВт. Срок ее службы — 36 лет (с перезагрузкой каждые 12 лет).

Однако, исполнение этого проекта затянулось. В 2006 году тендер на строительство ПАТЭС выиграл северодвинский «Севмаш». Однако на рубеже 2008–2009 годов под предлогом того, что «Севмаш» затягивает сроки строительства станции (он должен был сдать этот объект стоимостью около 10 млрд рублей в 2010 году), РЭА передала дальнейшее исполнение заказа на Балтийский завод, принадлежащий структурам Объединенной промышленной корпорации (ОПК) экс-сенатора Сергея Пугачева. Для Балтийского завода этот контракт был спасением. Верфь, которая раньше специализировалась на строительстве ледоколов и судов ледового класса с ядерными энергетическими установками, крупнотоннажных грузовозов и военных кораблей, давно уже сидела без крупных заказов. А «Росатом» в случае успеха строительства первой ПАТЭС обещал разместить на верфях ОПК заказы на сооружение еще как минимум семи таких станций.

Однако в прошлом году строительство ПАТЭС опять встало, поскольку Балтийский завод оказался заложником банкротства финансовой структуры, контролируемой Сергеем Пугачевым, — Межпромбанка. Тот взял у Центробанка кредитов на 32 млрд рублей под залог акций Балтийского завода, Северной верфи и ЦКБ «Айсберг», но не расплатился. И  концерн «Росэнергоатом», опасаясь банкротства верфи, через суд арестовал свое недостроенное судно и прекратил финансировать его строительство (на депозитах Межпромбанка оказались заморожены около 2 млрд рублей авансовых платежей атомщиков за ПАТЭС).

На прошлой неделе ситуация разрешилась. По решению правительства управление Балтийским заводом переходит Объединенной судостроительной корпорации. И достраивать ПАТЭС будет, соответственно, уже ОСК. По словам вице-премьера Дмитрия Козака, под гарантии судостроительной корпорации «Росэнергоатом» возобновил финансирование заказа, и это дало возможность вновь запустить строительство плавучей атомной станции, на котором, по словам Романа Троценко, последнее время работали полсотни человек в день вместо положенных 1500. 

Отраслевые эксперты убеждены, что первая российская ПАТЭС будет достроена. «Срывы по срокам выполнения проекта есть, но они некритичны и отнюдь не связаны с финансированием. Исполнитель заказа не виноват, он поставлен в такие условия. Но и заказчик  "Росэнергоатом" оказался ровно в тех же условиях после краха Межпромбанка», — считает руководитель отдела инвестиционного моделирования ИК «Энергокапитал» Александр Игнатюк.

И «Росатом» по-прежнему настроен на то, чтобы чуть ли не серийно выпускать плавучие атомные станции. Помимо Вилючинска на Камчатке (база российских атомных подводных лодок), где должна встать первая ПАТЭС, размещение таких станций предусмотрено на Чукотке, в Якутиии, Красноярском и Приморском краях. А строительство новой серии атомных ледоколов для промышленного освоения Арктики, по мнению главы «Росатома» Сергея Кириенко, позволит отработать новые типы реакторов для следующего поколения плавучих атомных станций. «Это принципиально новые ядерные энергетические установки РИТМ-200, более мощные, более современные. Создавая такую установку для ледоколов нового типа, мы параллельно отрабатываем технологии для нового поколения плавучих атомных станций», — сказал он, уточнив, что заинтересованность в участии в проектах по созданию плавучих атомных электростанций выразили китайские партнеры российской атомной корпорации.