Уставшие продавцы

Екатерина Шохина
18 октября 2011, 09:25

Отсутствие сильной и многофункциональной финансовой системы, а также банальная человеческая усталость заставляют владельцев быстрорастущих компаний потребительского сектора продавать свои активы иностранным корпорациям.

Иллюстрация: Эксперт Online
Причинами расставания со своими компаниями в расцвет их жизни предприниматели называют слабо развитую внутреннюю финансовую систему

В конце прошлой недели российский косметический концерн «Калина» был продан британо-голландской корпорации Unilever, примерно год назад крупнейший российский производитель молочных продуктов «Вимм-Билль-Данн» перешел во владение PepsiCo, несколькими месяцами ранее его конкурент «Юнимилк» был продан Danone. К тому времени иностранными стали большинство российских производителей пива и соков.

Владельцы не прогадали — все продано с ощутимой премией к рыночной стоимости, в случае с «Калиной», например, называется от 50 до 85% премиальных.

Не прогадали и потребители. Крупнейшие мировые корпорации жестко контролируют качество продукции, организовывают отличную логистику, имеют финансовые возможности для внедрения новых технологий и поддержания доступных цен.

В выигрыше оказались производители сырья и менеджмент проданных компаний. Первые получили крупного потребителя, предоставляющего своевременную оплату и долгосрочное партнерство при соблюдении определенных условий. Вторые — возможность работать в международных корпорациях и получать хороший управленческий опыт. Даже государственный бюджет в целом в итоге не проиграл: увеличение рабочих мест и продукции увеличивает в итоге отчисления в бюджет.

Одна только проблема — национальных «чемпионов» не остается. «Все вроде хорошо, но обидно» — так коротко охарактеризовал ситуацию владелец одной из российских косметических компаний. Призывы диверсифицировать бизнес, растить и запускать на мировой рынок конкурентоспособные «компании-чемпионы» разбиваются о такие вот успешные продажи. А потребительский сектор экономики в России как раз один из самых перспективных, подходящих для активного роста. «Здесь есть где развернуться. Потребление растет как количественно, так и качественно, есть возможность в разы увеличивать обороты, используя при этом имеющееся сырье и отличный рынок», — говорит генеральный директор агрохолдинга «Алтан» Валерий Покорняк.

Причинами расставания со своими компаниями в расцвет их жизни предприниматели называют усталость и слаборазвитую внутреннюю финансовую систему. Под усталостью подразумевается нежелание дальше нести груз проблем в виде коррупции, административных препонов и просто хамства госорганов в отношении представителей среднего бизнеса. «На все это уходит множество сил. В жизни компаний есть определенные рубежи, исчисляемые оборотом, — рассказал "Эксперту Online" владелец быстрорастущей компании потребительского сектора, пожелавший остаться неизвестным. — Это 50–60 млн, 100–120 млн и 500–600 млн долларов. Это естественные рубежи для компаний потребительского сектора. Они характеризуются тем, что после каждого рубежа надо менять многие вещи и многие начинать с нуля. Например, перестраивать управленческую команду, логистику, менять бюджетирование, внедрять новое программное обеспечение, увеличивать число производственных активов и др. Для этого нужны силы и энтузиазм. А многие подходят к одному из рубежей слишком уставшими».

По мнению предпринимателя, в целом сложилась несколько странная ситуация: малый и крупный бизнес в зоне пристального внимания правительства, а средний — нет. «Нас откровенно презирают все: чиновники, правоохранительные органы. Это утомляет — нам ведь ничего не нужно, нужно уважение», — говорит он. В некоторых вера в светлое будущее сохраняется, а в некоторых нет. «Со всех сторон негатив идет. Это тоже подкашивает. Чистая психология», — отмечает бизнесмен.

Более конкретной причиной смены собственника предприниматели называют сложность привлекать финансирование, когда «ты уже не маленький, но и не слишком большой». Для малого бизнеса проблем нет: отечественные банки выдают адекватные кредиты, западные компании кредитуются и привлекают финансирование на зарубежных финансовых площадках. А средний бизнес не у дел. «Лучший способ привлечь финансирование — выход на биржу. Но в России это сложно, — говорит Покорняк. — Объем фондового рынка очень маленький, мало денег и инвесторов. Выйти же в Нью-Йорк для средней компании сложно и очень дорого. Во всем мире спрос на свои акции такие компании находят у себя на родине, где их знают. Для мира они пустой звук».

Возможно, сохранению активов в России и их укрупнению при этом могло бы способствовать объединение собственников. Но здесь активного движения пока не видно. Предприниматели говорят о сложностях управления объединенной компанией предпринимателями-лидерами — такие люди тяжело идут на компромисс.