Зима в городе

Москва, 21.10.2011
В Северном полушарии скоро снова наступит зима, обернувшаяся в прошлом году для многих городов настоящей катастрофой. В то время как в Европе возникшие проблемы можно списать на аномалию прошлогодних погодных условий, российским городам пора привыкнуть к суровости местных зим и разработать четкий план подготовки к зимнему сезону, а возможно, и превратить наличие этого сезона в выгодное преимущество.

Фото: ИТАР-ТАСС

Зиму в городе не любят. Многие вообще зиму не любят, а те, которые любят, – предпочитают проводить ее не в городе, а далеко за его пределами: наслаждаясь сказочными русскими пейзажами или видами европейских горнолыжных курортов, открывающимися с подъемников. А вот в городе зимой, как правило, не иначе как выживают, что, кстати, в условиях нашего климата требует больших усилий.

С климатом нам в этом плане и правда не повезло, здесь дело не в привычке жаловаться на жизнь –  действительно очень холодно. Холодно в Москве и Санкт-Петербурге, не говоря уже о сибирских городах. В Европе крупных городов, где зимы по своей суровости могут сравниться с московскими или петербуржскими, просто-напросто нет. На ум приходят скандинавские столицы, но, хотя они и расположены на севере Европы, зимы там довольно мягкие благодаря особенностям циркуляции атмосферы. Холоднее всего в Осло – средняя температура самого холодного месяца составляет –4,3º С, между тем в Санкт-Петербурге она достигает –6,1º С, а в Москве еще почти на полтора градуса ниже.

При этом у «зимних» городов существует целый ряд уникальных проблем: увеличенное энергопотребление, повышенные издержки на отопление, уборку снега и медицинское обслуживание, связанное с несчастными случаями, спровоцированными гололедицей, психологические проблемы (чаще всего депрессии), вызванные недостатком солнечного света и доминированием оттенков серого в городских пейзажах, сложности передвижения пешком и на частном и общественном транспорте, ограниченная возможность для большинства жителей проводить время на улице.

Поэтому подготовка к зиме в крупнейших городах России – очень серьезное мероприятие, которое фактически никогда не прекращается, но при этом, к сожалению, далеко не всегда приводит к желаемым результатам. Если с проблемой обеспечения теплом жилых зданий в Москве и Санкт-Петербурге более-менее удалось справиться, то вот вопрос расчистки городских улиц от снега остается открытым. Стоит вспомнить о ежегодно повторяющихся случаях заторов на дорогах столицы, которые, разумеется, и без снега случаются нередко, а каждый обильный снегопад приводит к настоящему транспортному коллапсу.

Бывало и хуже?

В прошлом году казалось, что у нас все не так уж плохо – на фоне настоящих катастроф в городах Европы и США. Однако минувшая зима – не показатель. Она оказалась аномально снежной и холодной. По сообщениям Гидрометцентра, в Лондоне, имеющем самый длинный ряд наблюдений за погодой, установлен абсолютный минимум температуры воздуха в декабре, а средняя температура месяца стала минимальной с 1890 года. Метеослужба Швеции сообщила, что декабрь 2010 года – самый холодный в стране за последние 110 лет. Снегопады накрыли Европу от Британии до Урала. Снег парализовал транспортное сообщение. В связи с холодами и снегопадами закрывались школы, правительственные учреждения и суды, происходили аварии, спровоцированные обледенением дорог, были зафиксированы случаи разрывов на линиях электропередачи. Закрывались аэродромы Шотландии, Англии, Германии, Франции, Нидерландов, Бельгии и Швейцарии. По данным экспертов, например, из-за проблем аэропортов Великобритании в наиболее тяжелые дни потери компании British Airways составляли около 100 млн долларов в день. Число покупателей британских магазинов снизилось в декабре на 25%, хотя предрождественский период обычно является самым напряженным. В крупном аэропорту Франкфурта-на-Майне развлекать скучающих пассажиров приглашали клоунов. Ситуация усугублялась проблемами на автомобильных и железных дорогах: была отменена часть поездов Eurostar, задержки в железнодорожном сообщении наблюдались в Великобритании, Франции, Бельгии и Германии. На фоне всего этого московские пробки и некоторые затруднения в работе российских аэропортов казались и вовсе не страшными.

Аномалии средней температуры воздуха (ºС) в Европе в декабре 2010г meteo600-500.jpg Источник: Гидрометцентр (http://meteoinfo.ru/climate/climat-tabl3/-2010-2011-/3495--2010-2011-)
Аномалии средней температуры воздуха (ºС) в Европе в декабре 2010г
Источник: Гидрометцентр (http://meteoinfo.ru/climate/climat-tabl3/-2010-2011-/3495--2010-2011-)

Тем не менее если коллапс европейской транспортной системы можно списать на общую неготовность к подобным климатическим катастрофам, то положение дел прошлой зимой в российской Северной столице вызывает вопросы. Жителям Санкт-Петербурга прошлой зимой пришлось не сладко. В январе в городе наблюдалось рекордное количество снега, выпавшего за сутки, к этому времени высота снежного покрова в городе достигала 40 см. Бесспорно, нестандартная ситуация, но все же суровые снежные зимы должны быть привычнее для Санкт-Петербурга, чем для Европы. А между тем новости с берегов Невы, как справедливо заметил заместитель председателя правительства России Дмитрий Козак, «напоминали сводки с фронта»: несколько смертей, трагическая гибель от упавшей с крыши ледяной глыбы шестилетнего мальчика. Проблемы с обеспечением нормального функционирования городской инфраструктуры во время зимы вызвали широкий резонанс, о них не переставали говорить и летом. Но между тем уже появились сообщения о том, что снегоуборочная техника в этом году не придет в город к намеченному сроку, а синоптики снова обещают Санкт-Петербургу снежную зиму.

Бессилие или осознанное бездействие?

Неспособность как российских, так и европейских служб противостоять зимним катастрофам носит поистине пугающий характер. Неудачи городских правительств, отельных министерств и корпораций вызывают раздражительные комментарии более высокопоставленных лиц. Однако решение проблемы не является столь простым и очевидным, каким может показаться на первый взгляд. Если говорить, к примеру, о Европе, встает проблема нерегулярности холодных и снежных зим: в принципе закупка большего числа единиц снегоуборочной техники городскими властями и аэропортами помогла бы решить проблему – об этом говорили в прошлом году в Великобритании – однако где-то нужно брать деньги на эту технику и ее содержание. Налогоплательщики, как и клиенты авиакомпаний, вряд ли будут рады, если их средства пойдут на машины, которые, что вполне вероятно, ближайшие лет пять простоят в гаражах, устаревая и требуя постоянного наблюдения и ремонта. А вот что касается Москвы и Санкт-Петербурга – здесь зимы всегда холодные и снежные, и вполне очевидно, что подготовка к ним давно уже могла стать ежегодной рутиной, не привлекающей особого внимания обывателей.

Тем не менее такие насущные проблемы, как, например, применение реагентов на улицах города, являются излюбленной темой для разговора у москвичей с ноября по март. Такое впечатление, что каждый год придумывают новое средство для борьбы с гололедицей: техническая соль с песком, гранитная крошка, жидкие реагенты. У всех них есть свои недостатки, так жидкие реагенты, применяемые в Европе, не действует при низких температурах, при этом они лишь препятствуют образованию льда, а на уже обледеневших дорогах оказываются бессильными. Техническая соль очень опасна для всего окружающего: начиная с обуви и автомобилей и заканчивая экосистемами. Эффективность песка и гранитной крошки весьма сомнительна.

Зимняя сказка

А между тем если бы российские города наконец справились с насущными проблемами зимы, которые каждый год попросту душат их, заставляя все силы бросать на срочные меры, то можно было бы не просто переживать зиму, а наслаждаться всеми ее прелестями.

В урбанистике существует особое понятие «зимних» городов, и основной задачей этих городов считается борьба с сезонностью, с явлением «зимней спячки», когда любая активность существенно снижается в весенне-зимне-осенний период по сравнению с летом. Беда в том, что как правило, города идут по пути «отрицания» зимы, то есть крайне мало внимания уделяют уникальности своего климата при решении градостроительных проблем и организации работы городских служб. Пора осознать бессмысленность применения техник, разработанных для более южных и теплых городов в условиях сурового климата. Между тем в нашей стране, с известной склонностью постоянного и часто слепого заимствования европейских нововведений, не всегда с этим справляются.

Отдельно стоит обратить внимание на проблему организации свободного времени горожан в зимний период. Часто говорят, что зимой в городе совершенно нечем занять себя. А между тем исследование, проведенное в городе Маркет, штат Мичиган, США, показало, что люди гораздо более склонны проводить свободное время на улице, чем в помещении, даже зимой. Согласно результатам этого исследования, излюбленными занятиями горожан являются катание на горных лыжах и сноуборде (36% опрошенных), прогулки (26%), катание на лыжах (22%), катание на коньках (15%). В то же время среди предложенных к выбору вариантов проведения свободного времени в помещении ни один не набрал более 10%.

В другом исследовании, проведенном там же, у людей спрашивали, любят они зиму или нет и почему. Около половины опрошенных (47%) среди тех, кто любит зиму, сообщили, что в особенности их привлекают зимние виды спорта, 18% опрошенных любят снег, 12,5% просто привлекает факт смены времен года. Те, кто зиму не любит, в качестве основных проблем перечислили непереносимость холода (36%), трудности перемещения (15%) и нелюбовь к снегу (15%).

Основываясь на результатах этого опроса, логично было бы предположить, что развитие зимних видов спорта и зимнего туризма (в частности, в форме организации особых мероприятий и фестивалей) могло бы сослужить хорошую службу российским городам. Разумеется, классическим примером города, привлекающего туристов своей зимой, служит Великий Устюг, благодаря запущенному в 1999 году проекту «Великий Устюг – родина Деда Мороза». Подобным образом, только в качестве родины Санта-Клауса, прославился финский городок Рованиеми, административный центр Лапландии, расположенный прямо на Полярном круге. Финляндия вообще может служить примером страны, которая смогла извлечь максимум из своего северного положения и традиционной сказочной зимы, превратив ее в туристический продукт – в том же городке Рованиеми расположены Центр Арктикум (музей Арктики и исследовательский центр) и самый северный в мире зоопарк, где можно увидеть более 50 видов северной фауны. Разумеется, нельзя превратить Москву или Санкт-Петербург в музей Деда Мороза, но учитывать климатические особенности города при разработке туристического образа необходимо. Русская зима является таким же расхожим мифом о России, как медведи и балалайки, так почему бы не пригласить иностранцев посмотреть на эту самую зиму?

Что касается зимних фестивалей, то наиболее известные из них проводятся в Саппоро (Япония),  Харбине (Китай), Оттаве и Гатино (Канада). Канадский фестиваль Винтерлюд, включающий в себя конкурсы снежных и ледовых скульптур, массовые катания на коньках и музыкальные концерты, является одной из главных достопримечательностей Оттавы и ежегодно привлекает сотни тысяч туристов. Фестивали ледяных скульптур проводятся и в России, в московском парке «Сокольники» действует единственный круглогодичный музей ледяных скульптур в мире.

При этом особое внимание в зимний период стоит также уделять местам проведения общественного досуга в помещениях – театрам, концертным залам, музеям, выставочным комплексам. В Торонто (Канада), например, был создан целый подземный отапливаемый город – PATH – представляющий собой сеть пешеходных туннелей под центральной частью города, соединяющих магазины, офисы и специальные поземные парки. Подобное решение позволяет служащим компаний, расположенных над подземными галереями, обойтись зимой без выхода на улицу.

Большого внимания «зимние» города требуют и от архитекторов и планировщиков. При расположении жилых зданий здесь особенно важно учитывать направление господствующих ветров, максимально использовать южные склоны, не позволять тени от домов падать на скверы и детские площадки. При проектировке дорог необходимо изначально при закладке ширины дороги учитывать необходимость уборки снега зимой. Весьма позитивной, хотя и дорогой, является идея отапливаемых тротуаров. Для обеспечения безопасности пешеходов, а также для того, чтобы оградить их от брызг проезжающих автомобилей, стоит отделять тротуары от проезжей части. Перестроить уже существующие крупные мегаполисы нельзя, однако использовать подобные методы при реконструкции старых кварталов и строительстве новых вполне реально.

У партнеров




    О подходах к цифровой трансформации металлургических предприятий

    Курс на цифровизацию металлургических предприятий сохранится и в 2020 году. Такие лидеры отрасли, как «Норникель», «ММК», «НЛМК», «Северсталь», «Евраз» уже начали реализовывать инвестиционную программу и делать конкретные шаги к цифровому будущему

    «Норникель»: впереди десять лет экологической ответственности

    Компания впервые представила беспрецедентную стратегию на десять лет, уделив в ней особое внимание экологии и устойчивому развитию

    Мы хотим быть доступными для наших покупателей

    «Камский кабель» запустил франшизу розничных магазинов кабельно-проводниковой и электротехнической продукции

    «Ни один банк не знает лучше нас, как работать с АПК»

    «На текущий момент АПК демонстрирует рентабельность по EBITDA двадцать процентов и выше — например, производство мяса бройлеров дает двадцать процентов, а в растениеводстве и свиноводстве производители получают около тридцати процентов», — говорит первый заместитель председателя правления Россельхозбанка (РСХБ) Ирина Жачкина
    Новости партнеров

    Tоп

    1. Курс доллара: следующая неделя может стать самой важной в этом году
      Инвесторов тревожит состояние торговли и намеки на слабость американской экономики. Результат – ослабление американской валюты и худшая с октября неделя.
    2. Экспериментальый налог платят четверть миллиона человек
      Госдума РФ распространила эксперимент по взиманию налога с самозанятых еще на 19 регионов России. До сих пор он проходил в четырех, включая Москву
    3. IPO Saudi Aramco: эйфория быстро закончится
      Государственная нефтяная компания Саудовской Аравии провела долгожданное IPO. Только перспективы акций не кажутся экспертам радужными.
    Реклама