Первая «развязка»

Вадим Пономарев
25 октября 2011, 18:14

«Российские железные дороги» (РЖД) и «НоваТЭК» договорились о совместных инвестициях в развитие Свердловской железной дороги.

Фото: ИТАР-ТАСС
Крупнейший независимый газодобытчик и «РЖД» и договорились совместно вложиться в расширение железнодорожной инфраструктуры

Прецедент создан. РЖД и крупнейший частный отечественный газодобытчик «НоваТЭК» подписали соглашение о совместных действиях по увеличению пропускной и провозной способности железнодорожной инфраструктуры на участке Лимбей—Сургут—Тобольск Свердловской железной дороги (СвЖД) для обеспечения гарантированного вывоза продукции Пуровского завода по переработке конденсата в Тюменской области. РЖД вкладывает в этот проект 10 млрд рублей, «НоваТЭК» — около 30 млрд рублей. «Сегодняшние договоренности являются итогом длительных совещаний, посвященных выработке новой модели финансирования строительства инфраструктуры, взаимодействия перевозчика и грузоотправителя. Мы рассчитываем, что государство в лице правительства РФ нас поддержит. Это будет первый опыт такой проработки», — заявил президент РЖД Владимир Якунин после церемонии подписания соглашения.

То, что недостаток пропускной способности российских железных дорог тормозит реализацию многих крупных проектов, особенно связанных с освоением минерально-сырьевых ресурсов в труднодоступных регионах страны, — это давно уже не новость. И уже давно очевидно, что только за счет денег федерального бюджета и железнодорожной монополии эту проблему не решить. Однако по закону все железные дороги в нашей стране могут принадлежать только РЖД, и все предложения грузоотправителей строить магистрали за счет своих денег упирались в отсутствие взаимоприемлемого механизма возврата этих инвестиций железнодорожной монополией.

«НоваТЭКу» в данном случае нужно расширение участка Лимбей—Сургут—Тобольск СвЖД для того, чтобы обеспечить расширение своего Пуровского газоперерабатывающего завода. Пуровский ГПЗ был запущен в 2005 году на мощность 2 млн тонн газового конденсата в год. Спустя три года в связи с увеличением добычи газа на Юрхаровском месторождении «НоваТЭК» довел его мощность до 5 млн тонн конденсата в год. К 2014 году, по словам председателя правления газовой компании Леонида Михельсона, мощность Пуровского ГПЗ должна превысить 11 млн тонн газового конденсата в год. Практически весь стабильный газовый конденсат Пуровского ГПЗ по железной дороге сейчас отправляется в порт Витино (Мурманская область), откуда танкерами-газовозами поступает к конечному потребителю. И для того чтобы доставить этот товар в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, «НоваТЭК» второй год интенсивно «распечатывает» Северный морской путь. Понятно, что при этом газовой компании крайне важно, чтобы конденсат без задержек и в полном объеме шел по железной дороге.

Поэтому крупнейший независимый газодобытчик и РЖД и договорились совместно вложиться в расширение железнодорожной инфраструктуры. Подробности модели финансирования, которая будет сторонами предложена на утверждение правительства, пока неизвестны. В общих словах, РЖД берет на себя обязательства перевозки определенного объема грузов «НоваТЭКа» по специальному тарифу, который устраивает соинвестора-газодобытчика. «В этом случае РЖД возвращают инвестиции в перспективе семи лет, а грузоотправитель получает перевозку, которая ему необходима», — подчеркнули в железнодорожной монополии. «Особенно важным для нас является вывод, что без координации производителя и перевозчика невозможно реальное развитие инфраструктуры железнодорожного транспорта. Частные инвесторы сами готовы вкладывать деньги в развитие инфраструктуры перевозчика на условиях надежного и определенного по времени возврата этих инвестиций», — подчеркнул по этому поводу Владимир Якунин.

Правительство, очевидно, против такой сделки возражать не будет, поскольку она осуществляется в первую очередь в пользу «НоваТЭКа», к которому в последние годы федеральные власти испытывают повышенное внимание. С другой стороны, если бы такого внимания не было, то и вопрос о частных инвестициях в развитие железнодорожной инфраструктуры в нашей стране, видимо, так и оставался бы в подвешенном состоянии. А так, глядишь, вслед за этим прецедентом и другие «транспортные узлы» на железных дорогах будут «развязываться» на условиях частно-государственного партнерства.