Пора заняться качеством

Надежда Край
25 октября 2011, 19:23
Фото: ИТАР-ТАСС
Новые правила получения гражданства не спасут Россию от гастарбайтеров

24 октября вступил в силу подписанный Дмитрием Медведевым указ о более строгом порядке предоставления российского гражданства мигрантам из Белоруссии, Киргизии и Казахстана.

Еще в конце 1990-х Россия заключила с этими странами соглашения об упрощенном приобретении гражданства. Жители этих государств могли подать заявку на рассмотрение вопроса о получении российского гражданства, предоставив на выбор один из трех документов: миграционную карту, разрешение на временное проживание в РФ или вид на жительство. При наличии правильно оформленных документов на оформление гражданства уходило около трех месяцев.

Теперь, согласно новому указу, основанием для предоставления гражданства служит только вид на жительство — документ, который подтверждает право иностранца постоянно проживать в России. В результате сроки получения гражданства значительно увеличиваются, ведь для получения вида на жительство иностранный гражданин обязан прожить в Российской Федерации не меньше года на основании разрешения на временное проживание.

Те, кто уже сталкивался с нашей бюрократией, отмечают, что даже по так называемой упрощенной схеме получение российского гражданства может растянуться на целый год и отнимает массу сил и времени. Теперь же трудности и сроки увеличиваются в разы.

Трудности получения гражданства не отпугнут лишь гастарбайтеров

Эксперты считают, что новые правила не уменьшат поток низкоквалифицированных мигрантов, зато значительно сократят число грамотных специалистов, которым устроиться на работу без гражданства гораздо сложнее. Справедливости ради стоит отметить, что даже в новом, более жестком варианте порядок оформления российского гражданства для жителей Белоруссии, Киргизии и Казахстана остается все же значительно более легким, чем для тех, кто приезжает из других стран дальнего или ближнего зарубежья. Им для получения гражданства нужно пять лет законно жить и работать в России. Возникающие при этом сложности с постоянной регистрацией в съемном жилье, с официальным трудоустройством и т. д. не остановят лишь готовых на все гастарбайтеров. Только они смогут ютиться на птичьих правах в убогих хрущобах, прятаться от полиции и получать зарплату, за которую российские граждане работать бы не согласились.

По оценке специалистов, стать российским гражданином желают от трети до половины трудовых мигрантов. Однако в основном это люди, выполняющие низкоквалифицированные работы и зачастую даже не владеющие русским языком. По словам директора Федеральной миграционной службы России (ФМС) Константина Ромодановского, из 9 млн иностранных трудящихся, проживающих сегодня в России, около 29% не знают русского языка, более половины не могут даже заполнить простую анкету.

По данным Росстата, больше половины из тех, кто получает российское гражданство, составляют выходцы из Средней Азии, лидируют здесь Узбекистан (28,6 тыс. человек) и Киргизия (19,9 тыс.). Желающих переехать в Россию из Прибалтики, Украины, Белоруссии и Молдавии значительно меньше.

Упрощенный порядок получения гражданства

Для бывших соотечественников возможен упрощенный порядок получения российского гражданства. Им могут воспользоваться те, у кого хотя бы один из родителей проживает в России и является ее гражданином, граждане бывшего СССР, не получившие после распада страны никакого другого гражданства, родившиеся на территории РФ до распада СССР, выпускники российских вузов, супруги граждан России, прожившие в браке не меньше трех лет, а также ветераны Великой Отечественной войны, постоянно проживающие на территории РФ. Однако наши бывшие соотечественники не спешат воспользоваться даже такой упрощенной схемой, предпочитая уезжать в Европу или Латинскую Америку. Очевидно, что для привлечения высококвалифицированных работников в Россию необходимы более действенные стимулы и кардинальный пересмотр миграционной политики.

Надо повышать «качество мигрантов»

Огромное количество низкоквалифицированных инокультурных мигрантов не способно к интеграции, подчеркивает директор Института демографических исследований Игорь Белобородов. В результате ухудшается ситуация на рынке труда и обостряются межнациональные конфликты. Необходимо, пока не поздно, учесть опыт Западной Европы и изменить миграционную политику, сделав основной упор на возвращение наших бывших сограждан.