Виртуальная столица

Москва, 25.10.2011
С распространением интернета положение мировых городов сильно изменилось: теперь им необходимо занять достойное место на карте глобальной Сети. Москва в этом вопросе стремительно догоняет своих европейских собратьев, создавая интерактивные высокоинформативные и удобные в использовании сайты, однако отсутствие единой концепции бренда города затрудняет создание его целостного образа в интернете.

Иллюстрация: Эксперт Online

Находясь в современных общественно-экономических условиях, города вынуждены не только постоянно задумываться о своем обновлении, развитии и решении насущных проблем, но и не забывать о постоянной конкуренции друг с другом. Главным оружием против конкурентов в сегодняшней экономике является, несомненно, маркетинг. Как выясняется, оно оказывается вполне эффективным и в случае с городами. Разумеется, реальное положение дел в городе тоже немаловажно, однако при прочих равных условиях образ города, созданный с целью привлечения в него туристов, инвестиций или потенциальных жителей, может сыграть решающую роль. Этот образ, то впечатление, которое город производит на заинтересовавшегося им по тем или иным причинам человека, становится крайне важным фактором его развития.

Значение интернета в этом вопросе очень велико и в каком-то смысле двояко. С одной стороны, возникновение и развитие глобальной Сети во многом и вызвало необходимость маркетинга городов как таковую. С распространением интернета положение мировых городов как будто бы выровнялось — возможность в любой момент получить доступ к необходимой информации и дистанционно управлять какими-либо процессами делает традиционные факторы географического положения, такие как близость к источникам природных ресурсов, выгодное положение на перекрестке транспортных путей и т. п., менее значимыми в ряде случаев. И таких случаев становится все больше — города вместе со своими жителями и экономикой «уходят» в интернет, и здесь успех каждого из них зависит от того, какое место он займет уже не на поверхности Земли, а в виртуальной реальности. Таким образом, если посмотреть на проблему с другой точки зрения, оказывается, что интернет же является отличным рычагом этого самого маркетинга.

В настоящее время теорию маркетинга городов в интернете, как и теорию маркетинга городов в целом, сложно назвать хорошо проработанной, но в этом направлении было сделано немало смелых шагов, заслуживающих внимания. Как правило, у любого города есть официальный сайт, где можно получить общую информацию о нем и о деятельности городских властей, а также во многих случаях туристический сайт, где можно ознакомиться с достопримечательностями города, афишей предстоящих мероприятий, иногда забронировать место в отеле и т. д. Однако не стоит забывать, что кроме туристов существуют еще потенциальные инвесторы и высококвалифицированные кадры, в привлечении которых город также заинтересован. Этим группам интересна информация об инвестиционном климате, уровне развития экономики города, основных направлениях ее специализации, а также об условиях и качестве жизни. Важным критерием оценки качества интернет-сайтов городов является их степень интерактивности: пользователям нравятся сайты, которые они могут подстроить под себя, например, изменяя разметку страницы, где они могут задавать интересующие их вопросы компетентным лицам и получать оперативные ответы, а также обсуждать затронувшие их моменты в комментариях, чатах и т. п.

Надо отметить, что официальный интернет-сайт правительства Москвы сделан на редкость добротно.

mos1.jpg
Фото: mos.ru

Навигация по сайту интуитивна и понятна даже пользователям, мало знакомым с интернетом. Дизайн простой и легкий, при этом достаточно современный. Здесь можно получить стандартный набор данных, доступных на официальных сайтах городов, а также свежие новости из жизни города и деятельности городских властей. Отдельного внимания заслуживает отдел «Инфографика», где представлена удачно визуализированная информация по основным интересующим жителей столицы вопросам, таким как бюджет столицы, перспективная схема метрополитена, проект по расширению Москвы и многим другим.

mos2.jpg
Фото: mos.ru

На сайте можно поучаствовать в общественном обсуждении или опросе, а также задать вопрос в разделе «Электронная приемная».

mos3.jpg
Фото: mos.ru

К концу 2011 года власти планируют создать единый туристический интернет-портал столицы, о чем сообщали еще летом. На сайте будут представлены интерактивные карты и афиша культурных событий, у пользователей появится возможность создать свой индивидуальный путеводитель по городу, сайт также будет интегрирован с каталогами музейных экспонатов.

mos4.jpg
Фото: the-village.ru

Представитель столичного департамента информационных технологий заявил, что сайт призван повысить узнаваемость Москвы и способствовать развитию цивилизованного рынка туристических услуг. По его словам, количество уникальных посетителей сайта составит не менее 10 тыс. в день, и его создание в значительной мере способствует повышению туристической привлекательности города, позволив достичь целей, обозначенных в государственной программе города «Развитие индустрии отдыха и туризма». Первая версия сайта будет двуязычной — русской и английской, но к чемпионату мира по футболу 2018 года количество иностранных языков будет увеличено. Для смартфонов разработают облегченную версию сайта. Подобные сайты есть у всех ведущих городов. В случае надлежащего исполнения проект действительно должен помочь формированию и популяризации более позитивного образа российской столицы.

Помимо этого на прошлой неделе был запущен геоинформационный портал «Наш город. Программа развития Москвы».

mos7.jpg
Фото: gorod.mos.ru

Он призван дать горожанам возможность следить за ходом работ в рамках Программы развития города. До конца года портал будет работать в тестовом режиме, при его доработке учитываются все пожелания пользователей. На сайте горожане могут сообщить о результатах проведенных работ и оценить их качество, оставить свои комментарии и даже опубликовать фотографии объектов в подтверждение своих слов. Информация об этих сообщениях будет поступать в префектуры и районные управы для устранения неполадок. Раз в два месяца планируется проведение онлайн-конференций с префектами. На сайте можно зарегистрироваться или войти с использованием аккаунта Mail.ru, «Вконтакте», Facebook или Twitter.

В целом в вопросах освоения виртуального пространства Москва стремительно догоняет своих европейских собратьев. Планируется даже создание отдельного домена .moscow. По мнению представителей департамента информационных технологий, создание домена позволит облегчить поиск московских компаний, подчеркнет особый статус города Москвы и дополнит его фирменную атрибутику. О создании собственного домена задумываются многие города во всем мире, объединенные в организацию DotCities.

mos8.jpg
Фото: dotcities.org

Что касается фирменной атрибутики, хочется отметить, что при маркетинге города очень важным и фактически необходимым шагом является создание единого бренда города — одного или группы ярких и запоминающихся изображений, выражающих основные характерные черты города, тесно связанных с его образом. Такие бренды есть у большинства преуспевающих городов мира. После создания бренда необходимо как «вживить» его в городскую среду, например разместив на автобусах и рекламных щитах, так и использовать на всех создаваемых интернет-сайтах города, причем желательно все сайты выдержать в одном в стиле — это способствует созданию более цельного и запоминающегося образа города. В Москве в этом направлении делались какие-то попытки, но единого городского бренда так и не было создано.

У партнеров




    О подходах к цифровой трансформации металлургических предприятий

    Курс на цифровизацию металлургических предприятий сохранится и в 2020 году. Такие лидеры отрасли, как «Норникель», «ММК», «НЛМК», «Северсталь», «Евраз» уже начали реализовывать инвестиционную программу и делать конкретные шаги к цифровому будущему

    «Норникель»: впереди десять лет экологической ответственности

    Компания впервые представила беспрецедентную стратегию на десять лет, уделив в ней особое внимание экологии и устойчивому развитию

    Мы хотим быть доступными для наших покупателей

    «Камский кабель» запустил франшизу розничных магазинов кабельно-проводниковой и электротехнической продукции

    «Ни один банк не знает лучше нас, как работать с АПК»

    «На текущий момент АПК демонстрирует рентабельность по EBITDA двадцать процентов и выше — например, производство мяса бройлеров дает двадцать процентов, а в растениеводстве и свиноводстве производители получают около тридцати процентов», — говорит первый заместитель председателя правления Россельхозбанка (РСХБ) Ирина Жачкина
    Новости партнеров

    Tоп

    1. Курс доллара: следующая неделя может стать самой важной в этом году
      Инвесторов тревожит состояние торговли и намеки на слабость американской экономики. Результат – ослабление американской валюты и худшая с октября неделя.
    2. Может статься, России не нужен газовый контракт с Украиной
      В прогнозе о заключении соглашения с Украиной премьер-министр Дмитрий Медведев сослался на Ильфа и Петрова
    3. Курс евро сильно удивит
      Единая европейская валюта может удивить высокими темпами восстановления в следующем году.
    Реклама