После нескольких месяцев затягивания и ряда незрелых решений лидеры стран ЕС пришли к важным договоренностям. Долговой кризис в ряде периферийных стран ЕС вполне мог перекинуться на большую часть развитого мира, а также поставить крест на самом валютном союзе. «Решения, которые приняли лидеры стран на саммите ЕС, совпали с ожиданиями рынка. Можно считать, что финансовая составляющая европейского кризиса снята с повестки дня, – отмечает заместитель руководителя департамента торговых операций ФГ БКС Евгений Студеникин. – Теперь правительства стран ЕС должны будут осуществлять все необходимые действия, чтобы стимулировать рост реальной экономики, а это не такой несложный вопрос, как выделение очередного транша помощи странам, испытывающим финансовые проблемы».
Стратегия была принята после 10 часов переговоров и будет опубликована полностью в течение недели. «Мы достигли соглашения, которое, я считаю, позволяет нам дать амбициозный и общий ответ на кризис в Греции, – отметил президент Франции Николя Саркози. – Из-за сложности рассматриваемых вопросов нам потребовалось обсуждать ситуацию всю ночь. Но результаты будут источником облегчения для всего мира».
Уже известно, что лидеры ЕС согласовали укрепление Европейского фонда стабильности и спасения до 1 трлн евро, причем это произойдет при участии Китая. По мнению глав ЕС, ЕЦБ обязан гарантировать доступ банкам к срочному финансированию, а гарантии по подобным кредитам предоставят правительства стран региона. Относительно банковской системы было принято решение обязать довести кредитные организации достаточность капитала первого уровня до 9%, причем этот показатель должен быть достигнут с учетом отрицательной переоценки суверенных облигаций по рыночной стоимости.
Самым сложным вопросом, как и ожидалось, была реструктуризация долгов Греции. По итогам саммита принято решение, что частные кредиторы спишут со своих балансов до 50% убытков по облигациям страны. Более того, Греция сможет получить до 100 млрд евро финансовой поддержки от ЕС и МВФ в рамках второго плана реструктуризации долгов.
Таким образом, большая часть самых насущных вопросов решена. Однако эксперты не спешат обольщаться. «Итоги прошедшего саммита можно оценивать в целом как положительные, – комментирует событие аналитик по макроэкономике ИФК „Солид” Артур Ахметов. – Наиболее серьезным прорывом является признание списания 50% долгов Греции, хотя о полном спасении речи не идет – списывать нужно больше, например 60%, как настаивали некоторые. Я думаю, что самые насущные проблемы были решены. Однако для решения всех проблем требуются структурные реформы, а не краткосрочные меры». Необходимо будет проводить налоговые, пенсионные и прочие реформы, затрагивающие миллионы людей, которые не совсем понимают, почему именно они должны платить за недисциплинированную финансовую политику, проводимую другими государствами. «Поэтому я считаю, что ситуация в реальных экономиках еще далека от разрешения, несмотря на то что финансовые рынки могут поддаться эйфории, связанной с определенными решениями, принятыми на прошедшем саммите ЕС», – добавляет Евгений Студеникин.
Действительно, в основном ничего нового сказано не было: разговоры об увеличении EFSF идут давно, тема рекапитализации банков также давно обсуждается. Меры, принятые Евросоюзом, помогут Греции избежать дефолта, отмечает старший аналитик ИК «Норд-капитал» Роман Ткачук. Однако не стоить думать, что долговые проблемы решены – они лишь переносятся на плечи европейских банков. Им теперь потребуется рекапитализация (привлечение дополнительного капитала). Если банки не смогут привлечь капитал самостоятельно, поддержку окажут правительства или Фонд европейской финансовой стабильности. Показательно и расширение фонда EFSF до 1 трлн евро, и обращение Николя Саркози к премьеру Китая Ху Дзиньтао для обсуждения участия Поднебесной в решении европейских долговых проблем. Фактически Европа «заливает» финансовые проблемы ликвидностью.
«Выбранный Евросоюзом вариант с избеганием „дефолта Греции” может создать негативный прецедент – раз Греции „простили” 50% долга, аналогичной помощи смогут ждать и прочие страны PIIGS», – считает Роман Ткачук. Об этом же говорят в аналитическом отделе Fibo Group: «Важно, что согласован размер списания греческих долгов – теперь главное, чтобы остальные проблемные страны еврозоны не потребовали такого же лояльного отношения: этого частный капитал уже не выдержит».
Так или иначе, но выход у еврозоны действительно наметился. Основной позитив в том, что ЕС готов наконец действовать, а не рассуждать, и уже согласовал ряд важных шагов, например, что в случае ухудшения экономической ситуации поддержит финансовые учреждения и не допустит вероятности дефолтов. До полного решения долговых проблем еще, конечно, очень далеко, но общая стратегия есть, что уже для региона большой прорыв.