«Иж-Авто» в надежных руках

Вадим Пономарев
28 октября 2011, 16:18
Иллюстрация: Эксперт Online
Теперь «ИжАвто» находится в надежных руках «АвтоВАЗа»

Автомобильный концерн АвтоВАЗ (Тольятти, Самарская область) сообщил, что закрыл сделку по приобретению «дочки» Сбербанка – Объединенной автомобильной группы (ОАГ), которая владеет имущественным комплексом обанкротившегося автомобильного завода «Иж-Авто». Стоимость сделки составила 1,7 млрд рублей, что на 300 млн рублей меньше, чем ОАГ, в общей сложности потратила на выкуп «Иж-Авто». Тем не менее, недовольных этой сделкой почти нет, поскольку все понимают, что единственным реальным путем развития ижевского автозавода была его интеграция в состав более успешного отечественного автоконцерна

О том, что крупнейший российский производитель легковых автомобилей приобретет «Иж-Авто», стало известно еще год назад, когда на совещании под председательством премьер-министра Владимира Путина Сбербанк, АвтоВАЗ и госкорпорация «Ростехнологии» (РТ) подписали меморандум о взаимопонимании по развитию ижевского автозавода.

Это известие вызвало бурю энтузиазма в Ижевске, поскольку автозавод, рассчитанный на производство 220 тыс. машин в год, к этому моменту пребывал в коматозном состоянии, задолжав кредиторам более 13 млрд рублей и не имея внятных перспектив дальнейшего развития. Вины ОАГ, которую крупнейший кредитор «Иж-Авто» – Сбербанк создал для управления ижевскими автостроительными активами, в этом нет. Завод остановился еще весной 2009 года в результате действий топ-менеджмента его прежнего владельца – самарской группы СОК. Годом позже арбитражный суд Удмуртии официально признал «Иж-Авто» банкротом, и под руководством теперь уже Объединенной автомобильной группы в августе прошлого года «Иж-Авто» вновь запустил производство небольших партий универсалов LADA 2104 и фургонов Иж-27175.

При этом с самого начала было понятно, что ижевскому предприятию для дальнейшего развития нужен стратегический профильный инвестор. В качестве такового одно время рассматривался корейский концерн Kia, сборку чьих Kia Spectra и Kia Sorento СОК наладил в Ижевске. Однако правительство рассудило иначе и решило отдать ижевское предприятие АвтоВАЗу.

Практически сразу после этого, не дожидаясь закрытия сделки, тольяттинский автогигант наладил в Ижевске полноцикловое производство «семерок», которые «влет» уходили по программе утилизации старых автомобилей, что дало возможность почти вдвое увеличить количество рабочих на ижевском автозаводе. И в этом году, как подчеркнули «Эксперту Online» в пресс-службе АвтоВАЗа, на площадке «Иж-Авто» до конца этого года может быть выпущено более 100 тыс. автомобилей – это модели LADA 2107 и LADA 2104, а также пикапы Иж-27175. Параллельно с этим стороны регулировали юридические вопросы. 12 сентября автомобильная «дочка» Сбербанка купила на аукционе все имущество  ижевского автозавода за 1,8 млрд рублей (еще на 200 млн рублей ею было куплено часть его имущества ранее), а вчера АвтоВАЗ объявил о том, что закрыл сделку по покупке самой ОАГ.

«Безусловно, АвтоВАЗ является для „Иж-Авто” самым надежным и перспективным партнером, и с этого дня начинается напряженная работа по выходу на новые рубежи», – возвышенно приветствовал эту сделку президент Удмуртии Александр Волков. «Вхождение ОАГ в состав группы „АвтоВАЗ” – это сотни новых рабочих мест и тысячи новых автомобилей. Уверен, что, работая вместе, АвтоВАЗ и „Иж-Авто” в сотрудничестве с партнерами по альянсу Renault-Nissan имеют прекрасные перспективы развития», – обозначил ее суть президент АвтоВАЗа Игорь Комаров.

Ижевская площадка нужна АвтоВАЗу для выполнения трех задач. Первое – иметь дополнительные производственные мощности. «В самом ближайшем будущем российский автомобильный рынок будет расти достаточно быстро. Для расширения АвтоВАЗу нужны дополнительные мощности, позволяющие производить вместе с Renault-Nissan не менее 1,5 млн автомобилей в 2014-2015 году», – подчеркнули «Эксперту Online» на АвтоВАЗе. В конце второго квартала будущего года в Ижевске начнут поступать сборочные комплекты LADA Granta, производство которых здесь ориентировочно начнется в третьем квартале 2012 года. Сборка машин при этом, как подчеркивают в компании, будет производиться по полному циклу, включая сварку и окраску кузовов на производственных мощностях в Ижевске. Рассматривается также несколько вариантов производства на «Иж-Авто» машин альянса Renault-Nissan, в том числе легких коммерческих автомобилей. И в перспективе через четыре года на «Иж-Авто» может производиться в общей сложности до 300 тыс. машин в год. Второй момент – необходимость модернизации самого тольяттинского автозавода. Пока будет идти процесс модернизации его главного конвейера, ижевская площадка будет играть роль «буферных мощностей». В-третьих, не исключено, что ряд производств на «Иж-Авто» будут развиты до уровня производства комплектующих для всего автомобильного концерна. Стоимость подобной модернизации не раскрывается, но ранее глава госкопорации «Ростехнологии» Сергей Чемезов говорил о том, что АвтоВАЗ вложит в ижевский автозавод в течение трех-четырех лет до 7 млрд рублей.

При этом, безусловно, в покупке АвтоВАЗом «Иж-Авто» есть и политический аспект. За ижевским автозаводом по-прежнему висит долг перед кредиторами более 13 млрд рублей. И, возможно, АвтоВАЗу было бы дешевле по полной задействовать свои тольяттинские мощности, которые позволяют выпускать ежегодно около 1 млн автомобилей и автокомплектов (в прошлом году компания выпустили 517 147 машин). Однако 5,2 млрд рублей долга «Иж-Авто» Сбербанку погасят «Ростехнологии», еще 2,4 млрд рублей – спишутся, а остаток надеются потихоньку погасить за счет продажи непрофильных активов ижевского автозавода (правда, будет затруднительно получить за него хорошую цену, поскольку параллельно «Ростехнологии» выставляют на продажу непрофильное имущество другого удмуртского машиностроительного концерна – «Ижмаш»). И тем самым ижевский автозавод, который некогда входил в пятерку крупнейших российских автозаводов, получит право на вторую жизнь, а 10 тыс. его работников (численность персонала, необходимая для производства 250-300 тыс. автомобилей в год ) – на достойный заработок и нормальную перспективу.