Атомный долгострой

Вадим Пономарев
4 октября 2011, 14:47

Российский «Атомстройэкспорт» (АСЭ, входит в госкорпорацию «Росатом») и болгарская Национальная электрическая компания (НЭК) продлили срок действия соглашения на сооружение АЭС «Белене» в Болгарии до 31 марта 2012 года. За это время стороны все же надеются согласовать структуру проекта, цену контракта на строительство и определить источники финансирования строительства АЭС.

Иллюстрация: Эксперт Online
Болгария и Россия еще на полгода решили продлить переговоры о судьбе атомной станции «Беленэ»

Строительство АЭС «Белене» уже стало притчей во языцех в атомном мире. Новая атомная станция Болгарии нужна. В 2003–2006 годах Евросоюз вынудил болгарские власти остановить четыре из шести энергоблоков АЭС «Козлодуй», которая являлась основным генератором электричества в этой стране. И сейчас не только в промышленных районах, но и на курортном побережье Болгарии иногда не бывает света. Поэтому еще в 2005 году правительство этой страны объявило тендер на строительство новой АЭС, который, естественно, выиграл «Атомстройэкспорт» из «братской» России. И в 2008 году он благополучно заключил контракт с НЭК на строительство двух блоков АЭС общей мощностью 2 ГВт по российской технологии в местечке Белене (там они предполагались еще в начале 80-х годов прошлого века при СССР и СЭВ).

Однако в 2009 году к власти в Болгарии пришло правительство Бойко Борисова, и проект этот пошел наперекосяк. Сначала его покинул стратегический инвестор — германский концерн RWE (ему принадлежало 49% акций, 51% — у болгарского правительства), а затем болгарское правительство затеяло долгий и нудный спор с Россией на тему цены новой атомной станции. Промежуточным итогом этого спора стал иск АСЭ в июле этого года в Международный арбитражный суд о взыскании 58 млн евро с Национальной электрической компании Болгарии за проведенные работы по проекту атомной станции и заявления представителей обеих сторон о возможности начала подготовки процедуры расторжения контракта на строительство АЭС.

При этом и в Софии, и в Москве понимают, что громкое «хлопанье дверьми» в этом проекте на пользу никому не идет. Новая атомная станция нужна обеим сторонам. Перед «Росатомом» поставлена амбициозная задача усилить работу за рубежом, а сооружение «Белене» может стать своеобразным «окном в Восточную Европу», где скоро будут определяться подрядчики строительства двух блоков АЭС «Темелин» в Чехии и «Пакш» в Венгрии. Причем дело касается на только строительства атомных станций — задача форсировать экспансию за рубеж поставлена и перед другими структурными подразделениями российской атомной корпорации. Поэтому российская сторона еще год назад заявила, что готова дать кредит на строительство АЭС «Белене», локализовать в Болгарии 30% поставок оборудования, работ и услуг для этой АЭС и готова даже стать стратегическим акционером этого проекта, не претендуя на контрольный пакет этой станции.

Сам проект сооружения АЭС «Белене» признан соответствующим всем техническим требованиям Клуба европейских эксплуатирующих организаций (EUR) к АЭС с легководными реакторами нового поколения. В 2010 году технический проект АЭС «Белене», включая «Промежуточный отчет обоснования безопасности» (ПООБ) и «Вероятностный анализ безопасности» (ВАБ), был одобрен техническим советом НЭК Болгарии и передан на рассмотрение в Агентство по ядерному регулированию. К всестороннему изучению российского проекта были привлечены эксперты Болгарии, России, Германии, США, Великобритании, ЮАР, а также МАГАТЭ. Согласно заключению экспертов, проект «Белене» относится к новому поколению атомных станций III+ и обеспечивает высокий уровень безопасности, соответствующий всем международным нормам и стандартам.

А на строительной площадке самой атомной станции в местечке Белене в полном объеме уже завершена работа по подготовке котлована для начала строительства первого энергоблока. Пущен в работу бетонный завод, построены очистные сооружения, оснащены оборудованием строительная и геотехническая лаборатории, выполнены буровые работы, проведены геологические изыскания площадки.

Но согласованного решения по цене станции между Москвой и Софией по-прежнему нет. Россияне хотят 6,3 млрд евро, болгарское правительство — меньше 6 млрд с фиксацией цены до конца строительства. Вдобавок ко всему в Болгарии на носу президентские выборы и «цыганские волнения». Так что раньше весны, очевидно, стороны за стол переговоров не вернутся.