«Нум» в помощь

Вадим Пономарев
7 октября 2011, 13:03

На испытательный рейс в акваторию Северного Ледовитого океана в район Обской губы вышло первое в своем классе для Обь-Иртышского бассейна рефрижераторное промыслово-перерабатывающее судно класса «река-море». Оно было построено на верфях Тюмени и Тобольска по специальному заказу Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО).

Фото: Вадим Пономарев
Власти Ямало-Ненецкого автономного округа начали создавать собственный транспортный рыболовецкий флот

Назвали его «Нум». Так у ненцев – коренных жителей Ямала – зовется верховное божество, которое управляет стихиями природы, небесными светилами, светом и тьмой (в ненецком языке это слово значит также «небо»). Уникальность этого судна в том, что оно может практически круглогодично использоваться для сбора и транспортировки рыбы в северных широтах, преодолевая лед толщиной до 70 сантиметров.

Идея построить собственный флот ледового класса для сбора рыбы, оленины, других сельскохозяйственных грузов в труднодоступных районах Ямала родилась у властей ЯНАО несколько лет назад. Основной доход округу приносит и еще очень долго будет приносить добыча газа на его территории. Но целенаправленное развитие агропромышленного комплекса (АПК), по мнению окружных властей, способно обеспечить продовольственную безопасность ЯНАО, сохранить традиционный образ жизни коренных малочисленных народов Севера и получить хорошую прибыль за счет углубления переработки сельскохозяйственной продукции и торговли ею далеко за пределами Ямала. Тем более что потенциал развития регионального АПК богатейший – здесь выпасается 53% общероссийского поголовья оленей (почти треть их мировой численности) и обитает более половины российских запасов белорыбицы (муксуна, нельмы, пыжьяна).

Для того чтобы развить этот потенциал, в округе воссоздали разрушенную в постсоветское время систему факторий для снабжения тундровиков (кочевников) необходимыми товарами и закупки у них животного сырья, четыре муниципальных оленеводческих хозяйства – «Ярсалинское», «Панаевское», «Мужевское» и «Салехардагро» – начали обеспечивать ямальский агропром племенными северными оленями, вводятся в строй несколько предприятий по глубокой переработке животноводческого сырья и создается система обучения за деньги округа специалистов ямальского АПК за рубежом (ведущие специалисты сельхозпредприятий Ямала уже прошли стажировку в обучающем центре саамского региона в Финляндии, повышали квалификацию в Канаде и Норвегии). За последние три года финансовая поддержка только системы снабжения и заготовок агропромышленного сырья из регионального бюджета составила более 3 млрд рублей. За каждый килограмм сданного на переработку мяса, например, округ выплачивает оленеводам от 100 до 140 рублей субсидии. Дотируется и рыбный промысел.

Проблема с ловлей ценной ямальской рыбы в том, что чем ближе к океану, тем больше рыбы, но меньше возможностей у рыбаков ее продать. «Год назад я летал над акваториями (Северного ледовитого океана. – Прим. „Эксперт Online”), встречался с рыбаками отдаленных поселков, видел тоску в их глазах – они могут и готовы ловить рыбу, но некуда ее реализовывать», – признается губернатор ЯНАО Дмитрий Кобылкин. Вот эту задачу – организовать круглогодичную транспортировку выловленной рыбы, в первую очередь с акватории Тазовской губы (часть океана между полуостровами Тазовский и Гыданский), и будут выполнять суда типа «Нум». Это судно стоимостью 120 млн рублей имеет холодильные камеры, рассчитанные на 700 кг разовой загрузки и 10 тонн в сутки. Но способно взять на борт 250 тонн рыбы и транспортировать ее вплоть до Санкт-Петербурга.

В этом и состоит вторая сторона этого проекта. В последние два года наше государство всерьез обеспокоилось проблемой развития Арктики и освоения ее минерально-сырьевых богатств. Поэтому Россия вновь «распечатывает» Северный морской путь (СМП) – кратчайший транспортный коридор между Европой и Азией вдоль российского побережья Северного Ледовитого океана. И в этом году впервые за всю постсоветскую историю СМП по нему начали движение морские рефрижераторы с грузом красной рыбы с Дальнего Востока в Санкт-Петербург. В следующую навигацию Росрыболовство намерено через Севморпуть переправить в европейскую часть России уже 100 тыс. тонн дальневосточной красной рыбы.

На этом фоне 400-600 тонн ямальской рыбы, которые власти округа намерены ежегодно дополнительно добывать за счет судов типа «Нум», кажутся весьма небольшой величиной. Но ведь и муксун – не горбуша (кто пробовал то и другое, знает, в чем разница). У него только закупочная цена (у рыбаков) – 230 рублей за килограмм живого веса. Поэтому власти ЯНАО, учитывая перспективы развития Севморпути, сейчас готовы к строительству морских рефрижераторов европейского класса, которые бы могли доставить ямальские рыбные деликатесы в Северную Европу. «Есть желание сделать европейское судно класса еще выше, сертифицировать его, чтобы оно спокойно курсировало по Северному морскому пути и экспортировало нашу рыбу. Тем самым мы сможем в два раза увеличить добычу – ресурсы у нас есть. И создать огромное количество рабочих мест», – считает Дмитрий Кобылкин. Тем более что опыт работы с Европой у ямальского АПК есть. За последние три года в Финляндию и Германию с Ямала уже была поставлена почти 1 тыс. тонн мяса северного оленя и продуктов его переработки.