Особенно тяжело приходится людям в регионах. Пенсионерка Зинаида из районного городка Каменец рассказывает, что после ухода с работы в этом году стала получать от государства 650 тыс. рублей – это 75 долларов по текущему курсу. Найти подработку, говорит, сейчас нереально: «не берут даже уборщицей». «Главное – зиму пережить. А то если загриппуешь, то по новым ценам отдашь всю пенсию только на противовоспалительные», – говорит она. В Белоруссии лекарства должны еще сильнее подорожать со дня на день: вслед за новой официальной девальвацией. Грядущий рост цен подтвердили даже в минэкономики. Зинаида рассчитывает на «сына, который зарабатывает деньги на строительстве каких-то там дач в Подмосковье». «Если что, буду проситься к нему на содержание», – говорит она.
О заработках в Москве в Белоруссии сегодня говорят едва ли не все. Минчанина Бориса отправиться в российскую столицу заставил кредит на жилье. «Я работал строителем, но в августе работы не стало. Заморожены все проекты. Сказали подождать где-то до ноября, а там, мол, видно будет, – рассказывает он. – Но я ждать не стал. У меня кредит на квартиру. А ставка рефинансирования сейчас – 35%. То есть кредит мне обходится в сумасшедшую сумму. Чтобы его покрыть в Белоруссии, сейчас не хватает двух зарплат: моей и жены-бухгалтера. У меня просто не было другого выхода. Продать квартиру тоже нельзя – она еще не построена и уже сильно упала в цене». По словам строителя, «кризис в Белоруссии коснулся каждого». «Нет ни одного человека в стране, которому бы не стало хуже», – уверен он. Сейчас белорусский Нацбанк рассматривает возможности для дальнейшего увеличения ставки рефинансирования: регулятор спасает от убытков банки.
На момент написания этой заметки главная тревога белорусов заключалась в повышении цены на бензин. Повсюду на заправках в больших городах – огромные очереди. Чтобы заправиться топливом, нужно провести на АЗС четыре-шесть часов. Концерн «Белнефтехим» предварительно о повышении цен никогда не объявляет, но очевидно, что оно случится: после официально проведенной девальвации все автомобилисты ждут 50-процентного повышения цифр на ценниках. А пока ждут, каждый день ездят пополнять баки и все возможные емкости. А поскольку использовать для заправки пластиковую или стеклянную тару запрещено, топливо льют «в багажник», то есть емкости наружу не достают. Берут – кто сколько может. Иногда по 500-600 литров за раз. Один из таких оптовых покупателей, 37-летний столичный инженер Алексей говорит: «Ну а что? Завезу в гараж, пускай стоит. Я на год закупился минимум. Или распродам потом друзьям по новым ценам, у которых гаража с бочками нету». «Солярка сейчас – хорошее вложение средств. Вложишь две зарплаты – получишь скоро три», – деловито рассуждает его приятель по очереди, 40-летний супервайзер Дмитрий. В долгих очередях за бензином в Минске случаются определенные казусы. Где-то подерутся те, кто не выносит «хитрожопых», и те, кто «занимал». Где-то водитель бензовоза начнет вызывать ГАИ, чтобы те эвакуировали автомобили тех, кто бросил машину на въезде на заправку и отлучился домой покушать. «Вообще башкой не думают», – возмущался 25-летний Олег. Он один из тех, кто стоял на заправке в Минске больше часа и не мог заправиться около часа, потому что в колонках закончилось топливо, а бензовоз смог его выгрузить только после того, как милицейские трактора-эвакуаторы расчистили грузовику путь к цистерне.
В приграничных районах Белоруссии часто случаются драки на этнической почве: раздраженные белорусы «чистят морды» заезжим украинцам, что гоняют к соседям за бензином, который сейчас в два раза дешевле, чем у них на родине. Дело, разумеется, опять в очередях.
Достигла нового пика и продовольственная паника. Сахар 24 октября подорожал в одночасье на почти на 17%. С 1 ноября на 20-50% в стране дорожают все алкогольные напитки и сигареты. Поэтому многие сейчас покупают горячительное впрок, «на Новый год». Напряжение в обществе такое, какого здесь не помнят даже в 90-е. «По роже сегодня можно получить за что угодно, даже за косой взгляд с ернической ухмылкой», – говорит студент БГУ Андрей. Ему недавно «чуть не досталось от мощных мужчин» в гипермаркете: молодой человек начал публично возмущаться, что взрослые мужики забрали с прилавка все оставшиеся на нем 20 бутылок водки. За фразу «будьте людьми, оставьте хоть одну бутылку. Пятница же!» он едва не схлопотал в торговом зале.
В общественном транспорте тоже иногда уже доходит до драк между контролерами и «зайцами», особенно часты истории, в которых с обеих сторон фигурируют женщины. А ведь это не предел: с 1 ноября транспорт в отдельных белорусских городах дорожает еще на 30%. А в Минске до конца года цена проездного талончика и вовсе может вырасти в два раза.
Белорусы ждут только усугубления экономической ситуации. Социологический центр «Зеркало-инфо» утверждает, что 40% белорусских обывателей верят, что до «дна» их кризиса еще далеко, и худшее – впереди. 32% уверены, что самые сложные времена они переживают сейчас. И только 7% – оптимисты, которые полагают, что худшее уже позади.
Все это может вылиться в некоторые проблемы для властей. Рабочие-коммунальники Борисова недавно провели забастовку и добились-таки значительного повышения зарплат – на 30%. Активисты движения «Стоп-бензин» тоже готовят страйки – сразу вслед за подорожанием топлива.
Власть пытается спасти ситуацию путем ужесточения законодательства, усиленного контроля за Интернетом и скорейшей распродажи части госсобственности. Власти уже направили российской стороне предложение о покупке одного из двух НПЗ – «Нафтана». «Газпром» и Белоруссия находятся «на завершающей стадии переговоров» по продаже «Белтрансгаза». Власти активно ищут покупателя на Минский автомобильный завод. А еще стало известно, что Белоруссия попросила кредит у банка ВТБ на 1 млрд долларов.