Toyota снова в проблемах

Валентин Мальцев
10 ноября 2011, 19:02

Японская Toyota Motor отзывает 550 тыс. автомобилей по всему миру - у них есть существенные дефекты в системе рулевого управления. Большинство отозванных автомобилей было продано в США. В Штатах отзыву подлежит 420 тыс. автомобилей. Речь идет о машинах 2004-2006 годов с двигателями V6. Это 283 200 машин Toyota и 137 000 Lexus.

Фото: AP
Toyota Motor снова отзывает свои автомобили

Associated Press уточняет, что 447 тыс. указанных авто зарегистрировано в Северной Америке, 38 тыс. – в Японии и 25 тыс. – в Австралии и Новой Зеландии. Представитель Toyota Дион Корбетт в интервью информагентству добавил, что в Европе под сервисную кампанию попадает 14 тыс. машин, на Ближнем Востоке – 10 тыс., в Азии (кроме Японии) – 14 тыс. В США на сервис поедут Toyota Avalon 2004 г. в., Camry, Highlander, Sienna и Solara 2004-2005 гг. в., Highlander HV 2006 г.в., а также Lexus ES330 и Lexus RX330 2004-2005 гг. в. и кроссовер-гибрид Lexus RX400h 2006 г. в.

Владельцев указанных машин пригласят в сервисный центр для замены шкива коленчатого вала. Из-за дефекта в машине могут наблюдаться излишний шум и нежелательные вибрации. В исключительных случаях это может привести к тому. что соскочит ремень насоса гидравлического усилителя руля, и это сделает его слишком «тугим». Производитель как бы на всякий случай подчеркивает: ему неизвестно ни об одном случае, когда бы подобная поломка привела к ДТП.

России эти проблемы почти не касаются: здесь отзыву подлежит 4099 автомобилей. Это автомобили с двигателем 1MZ-FE, произведенные в период с 1 июня 2004 года по 31 марта 2005 года. Касается это, разумеется, только тех потребителей, которые приобрели свой автомобиль в салоне, а не на вторичном рынке. Владельцев начнут вызывать в сервисные центры с января 2012 года.

Проблемы у автопроизводителя прямо-таки колоссальные. В период с 2009 по 2010 год он отозвал 14 млн автомобилей на одном только североамериканском рынке. Toyota пришлось также заплатить рекордные 48,8 млн долларов за сокрытие информации о дефектах. Из-за проблем с отзывами компании даже пришлось приостановить продажу нескольких моделей автомобилей. Это стоило компании 0,4% общих продаж в прошлом году.

В январе 2011 года Toyota уже отзывала 1,7 млн своих автомобилей: у них было возможно наличие дефектов в трубках и насосах, датчиках давления. В феврале 2011 года компания отозвала 2,17 млн машин – оказалось, что коврик салона в них может случайно зажимать педаль акселератора. После этого скандала Toyota даже стала оснащать новые автомобили системами, которые способны автоматически останавливать автомобиль, который не слушается педалей.

Можно, конечно, пошутить над дотошностью японцев, которые готовы отзывать автомобили из-за таких «мелочей», но нельзя не отметить, что компания уже даже приносила публичные извинения за свои «проблемные» автомобили.

Это не могло сказаться и на продажах. Еще по итогам 2010 года автомобильный концерн был мировым лидером рынка с показателем 8,42 млн автомобилей. Тогда своего главного конкурента – General Motors – японцам удалось опередить всего на 30 тыс. машин. В конце прошлого года все прочили Toyota долгое и устойчивое доминирование на рынке. Но проблемы с надежностью скорректировали рынок, и по итогам первого полугодия 2011-го GM опередил конкурента на 800 тыс. авто, продав в мире 4,5 млн своих машин. На втором месте – и это тоже важно – расположился Volkswagen с показателем 4,1 млн машин. Toyota с более чем скромными продажами – 3,7 млн автомобилей – скатилась только на третье место в списке.

Справедливости ради стоит отметить, что дело тут не только в надежности. Сыграли свою роль и землетрясение в Японии, и последовавшее за ним цунами. Из-за стихии производственные мощности автомобильного гиганта сократились на 23%.

Toyota все еще занимает первое место по результатам ежегодного опроса потребителей, оценивающих качество только что купленных автомобилей. Его проводит J. D. Power & Associates. Эксперты говорят, что «запас прочности» в виде широкой народной любви у автопроизводителя есть. А столь масштабные отзывы связаны с двумя вещами: во-первых, компания очень часто использует одни и те же компоненты почти во всех моделях авто; во-вторых, она слишком педантично подходит к вопросам постпродажного обслуживания. «Есть такая тенденция: покупатели получают извещение об отзыве их автомобиля задолго до того, как сами замечают, что с машиной что-то не так», – рассказывает Чэнс Паркер из J. D. Power. Есть и красноречивая статистика: если GM тратит на исправление недостатков по гарантии в своих машинах 2,4% выручки, Ford – 2,3%, то Toyota – только 1,2%. Так что рано говорить, что качество японских автомобилей «уже не то».

Но японцы стали извиняться за свои огрехи еще в начале 2010 года. Тогда директор компании Акио Тойода публично принес свои извинения: мол, отозванные автомобили были произведены в самые «жирные» годы компании. В 2007 году Toyota впервые за 56 лет обогнала по продажам Ford, а в 2008 году опередила и GM. Рост производства любой ценой привел к потерям в качестве. Репутация производителя подмочена, и на ее восстановление могут понадобиться годы.