Беднодемьяновское ПХГ создается в водоносных подземных структурах на границе Пензенской области и Республики Мордовия. До 2020 года «Газпром» построит здесь компрессорную станцию мощностью 30 МВт, установки подготовки газа и газосборных пунктов, и пробурит и обустроит 127 эксплуатационных скважин. На первом этапе — к зиме 2015–2016 годов, активная емкость ПХГ оставит 2 млрд кубометров газа, к сезону 2019–2020 годов будет увеличена до 5 млрд кубометров. Максимальная суточная производительность нового ПХГ на начало сезона отбора составит 70 млн кубометров газа, среднесуточная производительность в декабре-феврале — 43 млн кубометров.
Практика создания подземных хранилищ газа является обычной практикой «Газпрома». 25 хранилищ позволяют регулировать сезонную неравномерность потребления газа и снижать пиковые нагрузки в единой системе газоснабжения. Летом газ в ПХГ закачивается, зимой — откачивается. В дни резких похолоданий зимой тепловые электростанции, работающие на газу, могут увеличить потребление «голубого топлива» до 30% от среднегодовой потребности. Вот тут-то на выручку и приходят ПХГ, крупнейшее из которых — Северо-Ставропольское — расположено на месте одного из выработанных месторождений газа на юге России.
Беднодемьяновское ПХГ предназначено, по словам представителей «Газпрома», для газоснабжения потребителей центральной части страны и будет также задействовано в обеспечении стабильной работы газопровода Nord Stream. Стоит оно в общей сложности 60 млрд рублей. Но, по заверениям национального газового концерна, он продолжит практику строительства и расширения ПХГ, уже к 2015 году увеличив их потенциальную максимальную суточную производительность на 40%. Сейчас «Газпром» ведет работы по реконструкции и расширению Касимовского, Кущевского, Совхозного и Степновского ПХГ, продолжает строить резервирующий комплекс в Удмуртии, Калининградское и Волгоградское ПХГ, намеревается начать создание Новомосковского и Шатровского подземных хранилищ газа и ПХГ в Республике Татарстан.
Аналогичные хранилища газовый концерн намерен создать и на Дальнем Востоке, который становиться все более стратегическим регионом для «Газпрома», Причем здесь речь идет уже не только о хранилищах газа, но и о подземных хранилищах гелия. Дело в том, что, в отличие от «чистого» ямальского газа, газ двух крупнейших газовых месторождений на востоке страны, которые являются «базовыми» для реализации всей Восточной газовой программы, — Чаяндинского в Якутии и Ковыктинского в Иркутской области — содержит много этана, пропана, бутана и гелия. С одной стороны, «Газпром» не хочет терять «в трубе» это ценное нефтехимическое сырье (гелий, например, широко используется в ядерной энергетике и электронике), с другой — не хочет массовым предложением гелия обрушить рынок этого продукта. «Если говорить о Ковыктинском и Чаяндинском месторождениях, мы не можем этот газ — метан — подавать из этих месторождений, хотя там большие запасы, не извлекая и не храня гелий. Лучше бы его было вывести на рынок, конечно, который к этому времени все-таки не потребит весь гелий, который будет добываться на Чаянде и Ковыкте, — это совершенно однозначно. Есть расчеты, когда и какие объемы гелия могут выходить на рынок. Поэтому, конечно, гелий придется хранить», — заявил нынешним летом заместитель председателя правления «Газпрома» Александр Ананенков. Поэтому геологи-газовики сейчас ищут места в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке для хранения и товарного метана, и гелия.