Долгое время премьер-министр Италии Сильвио Берлускони казался непотопляемым политиком. Вокруг него возникала целая серия скандалов, любой из которых мог привести к отставке любого другого лидера европейского государства. Сильвио Берлускони обвиняли в связях с проститутками, в том числе и несовершеннолетними (по некоторым данным, он затем оказывал им покровительство), в организации сексуальных оргий, в коррупции – однако Берлускони лишь смеялся в лицо обвинителям и говорил, что они просто ему завидуют. Однако и на веселого премьера нашлась управа – в данном случае в лице его соратников по правящей коалиции, недовольных проводимой им антикризисной политикой.
На фоне катастрофической ситуации в Греции, ее неминуемого дефолта и отчаянных (и, в общем-то, безуспешных) попыток Германии и Франции спасти ее экономику от коллапса, многие как-то позабыли, что на грани дефолта находятся и другие участницы еврозоны. Испания, Португалия – и Италия. Третья по величине экономика Еврозоны. Ее государственный долг приближается к двум триллионам евро – почти 120% от ВВП страны. Обслуживание госдолга уже ежегодно обходится бюджету Италии в 260-270 миллиардов евро Берлускони же, по мнению его критиков, не проводил достаточно жесткую политику по выходу из этой кризисной ситуации. «Загорелась церковь, а он пытался потушить огонь, заливая его водой из стакана», - характеризовал действия премьера один из высокопоставленных итальянских политиков. Вместо этого премьер лишь цементировал свое положение во власти и насаждал культ личности среди своих сторонников и партнеров по коалиции. На саммите G20 в Каннах он даже отказался настойчивого предложения Парижа и Берлина взять кредит у МВФ для подстраховки – вместо этого Берлускони поддержал своего министра финансов Джулио Тремонти, выступающего против любых предложений, создававших впечатление, что Италия получает помощь. Если вы приедете в Италию, вы не заметите, что страна испытывает что-то похожее на серьезный кризис. У нас сильная экономика — третья в Европе и седьмая в мире. Жизнь в Италии — это жизнь богатой страны»,— сказал Сильвио Берлускони журналистам на пресс-конференции по окончанию саммита. Рынок на подобное поведение отреагировал крайне негативно.
Как и его соратники по партии. Недовольные авторитарными замашками их лидера, боящиеся утонить вместе с в пучине экономического коллапса Италии, ряд депутатов правящей коалиции публично выступили против Берлускони. Демарш состоялся 8 ноября, во время обычного, бюрократического по сути голосования по утверждению исполнения бюджета за 2010 год. Технически исполнение бюджета было утверждено, однако из 316 членов правящей коалиции за одобрение проголосовало лишь 308 человек. Берлускони присутствовал на голосовании, и все итальянские СМИ растиражировали фотографию листка бумаги, на котором премьер делал заметки. Запись начиналась фразой «308. Минус 8 предателей», а заканчивалась словами «президент республики» и «отставка». У премьера были все основания для столь пессимистичного взгляда на ситуацию – итог голосования буквально вдохновил оппозицию. «Правительство лишилось большинства в нижней палате парламента», - тут же радостно заявил лидер оппозиционной Демократической партии Пьерлуиджи Берсани, предложивший премьеру написать заявление об отставке. К нему присоединился и партнер Берлускони по правящей коалиции, глава Лиги Севера (59 мандатов в парламенте) Умберто Росси, а также ряд других депутатов правящей коалиции, в том числе и представители его собственной партии «Народ свободы».
После этого у Берлускони уже не оставалось выбора. Премьер заявил, что уйдет в отставку после голосования по проекту экономических реформ. «После голосования в парламенте я встретился с президентом и изложил ему свою позицию: необходимо убедить оппозицию в ближайшее время принять пакет антикризисных мер. После этого я готов подать в отставку. У правительства больше нет большинства в палате депутатов: необходимо принять эту ситуацию и реалистично посмотреть на то, что происходит в Италии и на рынках, где сейчас нет веры в то, что Италия готова пойти на те меры, которых от нас требует Европа. Мы должны убедить рынки, что идет реальная работа в этом направлении - это главное сейчас. Все остальное - в том числе, кто возглавит правительство, - второстепенно», - заявил Берлускони. При этом добавил, что он устал бороться с системой, и не может это делать в условиях текущего законодательства (урезающего возможности премьер-министра). «Я вас спрашиваю: является ли главой правительства тот, кто не может заставить министра экономики проводить ту экономическую политику, в которую верит сам?», - вопрошал Берлускони.
По данным аналитиков, голосование по проекту реформ состоится в начале декабря. После чего Берлускони, как и обещал, подаст в отставку. Пока неизвестно, чем он будет заниматься после ухода с поста премьера. Некоторые СМИ полагают, что он станет президентом футбольного клуба Милан. Другие считают, что Берлускони может возглавить не клуб, а город с этим названием. Одно совершенно ясно – уходить на «политическую пенсию» 75-летний политик не собирается. Не та натура.