Дошли до «пятерки»

Вадим Пономарев
15 ноября 2011, 09:37

До конца будущего года российско-британская нефтяная компания ТНК-ВР вложит в общей сложности более 200 млн долларов в увеличение мощности одного из своих опорных нефтеперерабатывающих заводов — Саратовского. За счет этого мощность завода увеличится с 6 млн до 7–5 млн тонн переработки нефти в год, а предприятие сможет перейти на выпуск бензинов и дизельного топлива стандарта «Евро-5».

Фото: ИТАР-ТАСС
Работа «Саратовского НПЗ», входящего в группу «ТНК-ВР»

На выпуск нефтепродуктов стандарта «Евро-4» Саратовский НПЗ перешел уже в начале этого года. Сначала это было дизельное топливо и бензин АИ-95, затем в сентябре очередь дошла и до «народного» Аи-92. Сейчас компания завершает на Саратовском НПЗ реконструкцию комплекса гидроочистки дизельного топлива стоимостью более 100 млн долларов, которая позволит предприятию с будущего года обеспечить выпуск дизельного топлива стандарта «Евро-5» и увеличить мощность установки до 2,2 млн тонн в год. Еще 100 млн долларов ТНК-ВР направляет на строительство установки изомеризации, которая предназначена для переработки пентан-гексановой фракции в высокооктановый компонент товарного бензина. Мощность установки составит 300 тыс. тонн в год. Ввод объекта в эксплуатацию планируется в конце 2012 года.

ТНК-ВР, конечно, не одинока в своем стремлении перевести свои нефтеперерабатывающие заводы на стандарт «Евро-5». «ЛУКойл», например, перевел «ЛУКойл-Нижегороднефтеоргсинтез» (ЛНОС) на выпуск бензинов этого стандарта еще в мае этого года, а потом заявил, что намеревается построить на ЛНОС третью установку каталитического крекинга. Аналогичные заявления (и действия) сделали и другие вертикально интегрированные нефтяные компании России.

С одной стороны, нынешней осенью правительство в очередной раз предоставило нефтяным компаниям возможность растянуть по времени введение на своих предприятиях новых стандартов качества топлива. После очередной бурной дискуссии о времени и о бензине срок производства топлива стандарта «Евро-2» был продлен до конца следующего года, «Евро-3» — до конца 2014 года. «Евро-5» при этом становится единственно возможным топливом на российских дорогах только через четыре года — с 1 января 2016 года. Параллельно этому и производителям автомобилей в России разрешили минимум на год перенести срок обязательного производства моторов классом не ниже стандарта «Евро-4».

Но за последние годы в стране накопилось достаточное количество автомобилей, которые уже не могут ездить на топливе стандарта «Евро-3» и уж тем более «Евро-2». Точнее, ездить-то могут, но заливка в них топлива стандарта ниже «Евро-4» вызывает проблемы с двигателем: падение мощности, повышенный износ и т. д. Поэтому даже «Иж-авто», выпускающий теперь уже в составе АвтоВАЗа бессмертную советскую классику Lada-2104 и Иж-27175, в сентябре начал перевод этих автомобилей на комплектацию моторами «Евро-4». Иностранные производители (за исключением китайских), которые сейчас вкладывают более 5 млрд долларов в строительство и обновление своих автомощностей в России, давно уже делают машины под эти стандарты бензина.

Этот накопленный спрос, очевидно, и двигает ныне интерес нефтяных компаний к развитию производства нефтепродуктов стандарта «Евро-5» уже в ближайшие год-два. Особенно это характерно для Европейской части России, где сосредоточено большинство нефтеперерабатывающих заводов страны. По сути, нефтяные компании уже сейчас «забивают место под солнцем» с помощью внедрения новых стандартов качества топлива. Поэтому и на Рязанском НПЗ, конкурентом которого в центральных регионах страны традиционно считаются Московский НПЗ (контролируется «Газпромом») и ЛНОС «ЛУКойла», ТНК-ВР в 2012 году заканчивает модернизацию установки гидроочистки дизельного топлива и полностью переводит его на «Евро-5».