Конкурентный маршрут

Вадим Пономарев
2 ноября 2011, 10:19

Частный бизнес мог бы вложить в строительство железнодорожной магистрали Архангельск–Сыктывкар–Соликамск (Белое море–Коми–Урал-«Белкомур») до 50 млрд рублей. Об этом заявил замглавы Минтранса Виктор Олерский журналистам в кулуарах конференции «Взаимодействие РЖД с морскими портами и владельцами путей необщего пользования». «Мы считали: участие частного бизнеса возможно процентов на 20-30», - сказал он, уточнив, что общая стоимость строительства магистрали оценивается в сумму около 150 млрд рублей.

Фото: Эксперт Online
Минтранс, «РЖД», региональные власти и частные компании ищут варианты достройки магистрали между Сибирью и северными портами

Идея достроить прямую железнодорожную магистраль от Соликамска (Пермский край) до Архангельска будоражит Минтранс, «Российские железные дороги» (РЖД) и власти Пермского края, республики Коми и Архангельской области уже довольно давно. Этот путь спрямляет путь грузов из Сибири в порты Белого моря на 800 км, и он мог бы стать оптимальным и наиболее конкурентоспособным маршрутом в направлении восток–запад в составе Евразийского транспортного коридора. Кроме того, по подсчетам региональных властей, новая магистраль могла бы обеспечить появление в трех регионах дополнительно до 50 тыс. рабочих мест (за счет освоения недоступных пока природно-сырьевых и лесных ресурсов). Для этого надо проложить 715 км новой железной дороги и реконструировать 440 км имеющихся участков Северной железной дороги.

Однако в бюджете РЖД и федеральном бюджете денег на этот проект раньше 2015 года не предусматривается. Поэтому глава Коми Вячеслав Гайзер предложил начать достраивать «Белкомур» на условиях концессии с привлечением частного капитала. «Наиболее применимой моделью реализации проекта является концессия – модель, обеспечивающая баланс интересов государства и частных инвесторов. Она позволяет оптимизировать государственное участие в проекте, заместив прямое госфинансирование в полном объеме на предоставление гарантий и нефинансовые формы поддержки, которые позволят за счет сокращения рисков привлечь сторонних инвесторов. При этом мы готовы доказывать, что работа новой магистрали позволит повысить уровень жизни граждан, проживающих в регионах – участниках проекта», – убеждал он в правильности этой концепции летом этого года вице-премьера Сергея Иванова.

Однако замглавы Минтранса Виктор Олерский, поддерживая саму идею строительства «Белкомура» с участием денег частных инвесторов, назвал «неочевидными» перспективы увеличения грузопотоков в северные порты по новой магистрали. По его мнению, перенаправить экспортные потоки через «Белкомур» могли бы СУЭК, «Уралкалий», «Еврохим», «Соликамскбумпром», но для этого нужно создавать помимо самой дороги перевалочную инфраструктуру, которая тоже стоит немалых денег. «Я задал вопрос коммерческому директору СУЭКа: вы выбрали бы Мурманск или Архангельск? Он ответил: я бы выбрал бы Тамань, потому что она сейчас лучше развита», – передал слова Олерского Interfax.

Второй вопрос (а может быть, и первый) – это возвратность частных инвестиций, которые могли бы быть вложены в строительство «Белкомура». Не секрет, что до недавнего времени топ-менеджмент РЖД никак не мог найти с грузоотправителями устраивающую обе стороны формулу их возврата. Однако на прошлой неделе прецедент был создан. РЖД и газодобытчик НоваТЭК вкладывают в пропорции «один к трем» 40 млрд рублей на увеличение пропускной и провозной способности железнодорожной инфраструктуры на участке Лимбей–Сургут–Тобольск Свердловской железной дороги для обеспечения гарантированного вывоза продукции Пуровского завода (принадлежит НоваТЭКу) по переработке конденсата в Тюменской области. Возврат этих денег частному инвестору, очевидно, будет происходить за счет пониженных долгосрочных тарифов на перевозку газового конденсата. И если это соглашение вступит в силу, то и у потенциальных частных участников строительства «Белкомура» появится шанс пораньше начать и побыстрее закончить этот проект.