Нужны ли России новые граждане?

Москва, 21.11.2011
Предоставление гражданства – инструмент, который может служить для решения как демографических, так и политических проблем. Насколько успешно используют его российские власти?

Иллюстрация: Эксперт Online

Программа по возвращению соотечественников

Согласно переписи 2010 года, население России составляет 140 млн человек. К 2025 году, по прогнозам Отдела народонаселения ООН, эта цифра уменьшится до 121-136 млн человек. Одним из путей улучшения этой ситуации, помимо целенаправленной политики по поддержке семьи и стимулированию рождаемости, могла бы стать Государственная программа содействия добровольному переселению в Россию наших бывших соотечественников, проживающих за рубежом. Она была принята в 2006 году и рассчитана на шесть лет. Планировалось, что за это время в Россию переберутся до 700 тыс. человек. На деле, согласно данным Федеральной миграционной службы, программой воспользовались 44 206 соотечественников. Главные причины столь низкого КПД программы – бюрократические препоны и материальные трудности, неизбежные при получении российского гражданства.

На реализацию программы потрачено более 10 млрд рублей. При переселении участники программы и члены их семей получают ряд льгот и компенсаций. Им оплачивают проезд, провоз имущества, компенсируются расходы на уплату государственной пошлины. Прочие льготы зависят от выбранного региона: чем сильнее демографические проблемы в регионе, тем выше поддержка. Так, например, на Дальнем Востоке и в Забайкалье участнику программы выплачивается единовременное пособие на обустройство («подъемные») в размере 120 тыс. рублей, а членам его семьи – по 40 тыс. Первое время, пока они не устроятся на работу, им выплачивается пособие по безработице: до получения гражданства РФ (6 мес.) в размере 50% прожиточного минимума, затем – как гражданину РФ. При этом, получая эти деньги, каждый переселенец обязуется прожить в том месте, куда приехал, не менее двух лет. В ряде регионов, например, в Воронежской или Саратовской областях, «подъемные» значительно скромнее: 40 тыс. рублей для участника программы и по 15 тыс. – для членов его семьи. Пособие по безработице до получения гражданства там не выплачивается. А в регионах самых благополучных с точки зрения социально-экономического развития ни «подъемных», ни пособия по безработице для вновь прибывших не предусмотрено.

Очевидно, что такое разграничение предпринято, чтобы стимулировать в первую очередь заселение «проблемных» районов. Однако, с другой стороны, эти меры сужают круг желающих вернуться соотечественников. Ведь для получения российского гражданства даже по упрощенной схеме, которая используется в этой программе, все равно необходимо предоставить справку о регистрации по месту жительства. Льгот на предоставление жилья регионы не предоставляют. Тем, у кого в России есть родственники или друзья, легче было бы на первое время воспользоваться их помощью для регистрации, однако выбор будущего места жительства ограничен программой и к географии проживания друзей и родственников никакого отношения не имеет.

Количество регионов, участвующих в программе, постепенно возрастает: с 12 в 2007 году до 36 в 2010 году. Тем не менее, это лишь чуть больше трети от общего числа регионов (в России их 83). Проблемы возникают и при массовом переселении соотечественников. Так, например, семиреченские казаки из Киргизии хотят целыми станицами переселиться на Кубань. Однако Краснодарский край пока не участвует в программе переселения соотечественников, поскольку приток мигрантов здесь велик и без дополнительного стимулирования. Согласятся ли казаки выбрать менее благополучный регион, чтобы получить льготы при переселении? Не отпугнет ли их бюрократическая волокита в получении гражданства на Кубани по обычной, а не упрощенной схеме?

Гражданство стоит немалых денег и времени

На получение российского гражданства по обычной схеме решаются лишь в случае крайней нужды или когда нечего терять. Во-первых, для этого обязателен отказ от гражданства прежней страны проживания. Во-вторых, процесс занимает не менее семи лет и требует немалых сил, времени и денег.

Один из самых коррупционных этапов – первый: необходимо получить разрешение на временное проживание (РВП). Количество таких разрешений для каждого региона ограничено, информации о том, исчерпана ли эта квота, в открытом доступе нет. Нередко «резервные квоты» находятся за соответствующую немалую плату. Заявление на РВП рассматривается в течение шести месяцев. Через год после получения РВП можно подавать заявление на вид на жительство (ВНЖ). И только через пять лет проживания в России с ВНЖ можно претендовать на российское гражданство.

Процедура получается довольно дорогая. Сюда входят госпошлины (1 тыс. рублей за оформление РВП, по 2 тыс. рублей за ВНЖ и само гражданство), нотариально заверенные переводы документов (до 20 тыс. рублей). Для получения РВП и ВНЖ нужно медзаключение (каждый раз получать заново) об отсутствии наркозависимости и инфекционных заболеваний – то есть два раза по 1,5 тыс. рублей. Кроме того, нужен «документ, подтверждающий владение русским языком». Если у соискателя гражданства нет «документа о получении образования: до 1 сентября 1991 года – на территории государства, входившего в состав СССР, после 1 сентября 1991 года – на территории Российской Федерации», то ему придется получить «сертификат о прохождении тестирования по русскому языку» (4-6 тыс. рублей). Итог: только официальные затраты могут составить около 30 тыс. рублей.

Немаловажной является и «моральная составляющая». Никаких программ, облегчающих получение гражданства в зависимости от культурно-образовательного уровня или квалификации, пока нет.

Переселение или защита?

Достаточно оперативно вопрос предоставления российского гражданства решается в случае каких-либо политических акций. В свое время российское гражданство в массовом порядке предоставлялось гражданам Абхазии и Южной Осетии. Впоследствии это позволило России предпринять решительные шаги по защите интересов своих сограждан. Именно к этому апеллируют и сербы, выступившие с обращением к российскому правительству.

Хотя постпред при НАТО Дмитрий Рогозин и заявляет, что Россия могла бы вывезти их на свою территорию, на деле сербы заинтересованы вовсе не в переселении, а в обеспечении безопасности их проживания именно в Косово. «Если мы получим российское гражданство, западные государства не посмеют творить то, что сейчас творят в Косово. Сербия – небольшое государство, которое не может сопротивляться их давлению. С российским паспортом мы можем рассчитывать на защиту со стороны Москвы», – объяснил в интервью «Голосу России» заместитель председателя объединения «Старая Сербия» Златибор Джорджевич. Ситуация с сербами не имеет ничего общего с решением ни демографических, ни политических проблем России. Напротив, она может спровоцировать осложнение отношений с правительством Сербии, предостерегают эксперты.

У партнеров

    Новости партнеров

    Tоп

    1. Курс доллара пробил невероятный уровень
      Курс доллара пробил невероятный уровень
    2. Зеленский впервые высказался по поводу «Северного потока-2»
      Зеленский впервые высказался по поводу «Северного потока-2»
    3. Лидер прошедшей в Европарламент партии из Нидерландов сделал громкое заявление по катастрофе MH17
      Лидер прошедшей в Европарламент партии из Нидерландов сделал громкое заявление по катастрофе MH17
    Реклама