От парламентского лоббизма к судебному

Противники реформы здравоохранения предприняли все усилия, чтобы Верховный суд США принял к рассмотрению дело о конституционности ключевого нововведения Обамы. В результате 14 ноября такое решение было принято.

Иллюстрация: Эксперт Online

Ранее страховые компании делали все возможное и невозможное, чтобы не допустить принятие закона о реформе, поскольку он налагает массу регуляторных требований, соблюдать которые порой невыгодно. В частности, с 2014 года страховые компании обязаны предоставлять услуги всем, независимо от наличия хронических заболеваний, лечение которых может быть весьма дорогостоящим. Шансы в судебном порядке отменить закон 2010 года «О защите пациентов и доступном здравоохранении» крайне невелики, поскольку в американской политико-юридической традиции сложилось представление о том, что такого рода вопросы должны решаться в парламенте, а не в суде. Так, на вопрос автора статьи, будет ли отменен данный закон, профессор Джорджтаунского университета Клайд Уилкокс ответил: «Нет, я думаю, его конституционность будет подтверждена».

Предмет спора

Верховному суду предстоит ответить на четыре вопроса. Первый: является ли конституционным требование закона о реформе здравоохранения об обязательной покупке медицинского полиса всеми американцами, за невыполнение которого предусмотрен штраф? Для справки, те, кто не может позволить себе полис, с 2014 года будут получать государственную субсидию на эти цели. Второй: если вышеуказанное обязательное требование признано неконституционным, сохраняют ли законную силу остальные положения реформы? Третий: следует ли отложить рассмотрение данного дела до 2015 года, когда будут уплачены первые штрафы теми лицами, которые не купили полисы, как то предписывает закон 2010 года о реформе здравоохранения? Четвертый: имеет ли право Конгресс с 2014 года требовать от Штатов расширение «Медикейд», программы медицинского обеспечения неимущих?

Несколько замечаний. Очевидно, что признание неконституционным обязательного требования покупать полисы медицинского страхование разрушит всю конструкцию закона, поскольку принцип страхования основывается на солидарной ответственности: молодые люди, редко пользующиеся медицинской помощью, оплачивают расходы пожилых, которые нуждаются в ней гораздо чаще. Относительно расширения «Медикейд» стоит отметить, что именно федеральное правительство будет по большей части финансировать этот процесс.

<span style="font-size: 18px;">Не мытьем, так катаньем</span>

Борьба вокруг закона о здравоохранении не остановилась после его принятия. Принимаются все возможные меры: попытки заблокировать финансирование реформы, повлиять на выработку нормативно-правовых актов минздрава и, наконец, судебные баталии. Сразу же республиканцы заявили о намерении оспорить его конституционность в Верховном суде США, а также принять закон об отмене реформы после промежуточных выборов в Конгресс в ноябре 2010 года. Консервативные организации — Торговая палата США, Freedom Works, «Американцы за процветание» — заявили о поддержке тех кандидатов в Конгресс, которые выступают за отмену реформы. Страховые компании трансформировали свою лоббистскую кампанию в попытки добиться от министерства здравоохранения и социальной защиты США благотворного регуляторного режима. Ведь закон можно существенно модифицировать различными подзаконными актами: циркулярами, предписаниями и инструкциями, принимаемыми федеральными ведомствами. Сторонники реформы — Американская ассоциация пенсионеров, «Здравоохранение для Америки сейчас» — тоже намерены добиться соответствующих инструкций от минздрава США.

По результатам выборов 2 ноября 2010 года в палате представителей демократы получили 193 места, республиканцы — 242, в сенате — 53 и 47 соответственно. Важно отметить, что «партия осла» при предыдущем президенте-демократе Уильяме Клинтоне на промежуточных выборах 1994 года потеряла большинство в обеих палатах. Таким образом, результаты выборов не позволяют «партии слона» отменить реформу здравоохранения. Тем не менее 20 января 2011 года, чтобы иметь возможность заявить своим консервативным избирателям о попытках выполнить предвыборное обещание, палата представителей 245 голосами против 189 приняла законопроект об отмене реформы Обамы. Поскольку закон должен быть принят обеими палатами и подписан президентом, а для преодоления неизбежного вето президента нужны две трети голосов конгрессменов и сенаторов.

Тогда консервативные республиканцы безуспешно попытались остановить финансирование реформы здравоохранения в рамках бюджетного процесса. В марте 2011 года рассматривалась резолюция о временном финансировании федерального правительства до 8 апреля 2011 года, именно в эту резолюцию радикалы от «чайной партии» (Tea Party) тщетно пытались ввести положение, ликвидирующее финансирование реформы Обамы. Спикер палаты представителей Джон Байнер, понимая, что подобная мера не пройдет в сенате, остановил коллег по партии. Видимо, им учитывалась судьба Ньюта Гингрича, проигравшего бюджетную баталию с Клинтоном 15 лет назад. Дело в том, что бюджет на 2011 финансовый год, который начался в октябре 2010 года, в срок принять не удалось из-за партийных разногласий, поэтому правительство финансировалось временными резолюциями. При этом в Конгресс уже поступил бюджет на 2012 год, направленный Бараком Обамой в феврале 2011 года. Таким образом, Конгресс оказался в ситуации, когда приходилось рассматривать два бюджета.

Однако противники реформы добились определенных успехов в судебных баталиях. Используются и такие методы судебного лоббизма, как предоставление «записок друзей суда». В США любое лицо может обратится к судье с просьбой предоставить дополнительные сведения по существу рассматриваемого дела. Корпорации через своих представителей всеми силами пытаются стать «друзьями суда», с тем чтобы снабжать его необходимой информацией. 13 декабря 2010 года федеральный окружной судья Генри Хадсон признал неконституционным положение реформы, предписывающее всем в обязательном порядке покупать полисы медицинского страхования. При этом закон остается в силе, пока администрация Обамы опротестовывает это решение. Министр здравоохранения Кэтлин Сибелиус заявила о намерении опротестовать решение окружного судьи в Апелляционном суде США по четвертому округу, поскольку «без всеобщего медицинского страхования стоимость услуг будет возрастать, люди с хроническими заболеваниями не будут получать необходимое лечение, а застрахованные продолжать фактически платить за тех, кто не имеет медицинского полиса». В то же время бюджетное управление Конгресса США посчитало, что ликвидация мандата на обязательное приобретение полиса снизит дефицит бюджета на 250 млрд долларов в течение следующих 10 лет.

31 января 2011 года еще один федеральный судья Роджер Винсон принял аналогичное решение по иску 26 штатов к федеральному правительству. Однако, в отличие от своего коллеги, он постановил, что закон остается в силе только до того момента, когда апелляционный суд примет свое решение. Вскоре министерство юстиции США подало заявку на опротестование решения Винсона в Апелляционном суде США по 11-му судебному округу. После чего дело оказалось в Верховном суде. Губернатор Колорадо демократ Джон Хикенлупер заявил: «Что я должен сказать семи сотням жителей моего штата, уже получившим страховки по новому закону?»

В попытках снизить накал борьбы и вывести закон из-под судебного удара 28 февраля 2011 года в своем выступлении на конференции Национальной ассоциации губернаторов Барак Обама заявил о своей поддержке идеи дать право штатам не выполнять положение об обязательном медицинском страховании, если они предложат другой способ обеспечения людей медицинским обслуживанием. Стоит отметить, что еще в ноябре 2010 года сенаторы-демократы Рон Уайден от Орегона, Мэри Лэндрю от Луизианы и республиканец Скотт Браун от Массачусетса, а также конгрессмен-демократ Питер Уэлч от Вермонта предложили подобную поправку к закону о реформе системы здравоохранения. Однако республиканцы в палате представителей заинтересованы в отмене закона, а не во внесении поправок к нему.

Закон крайне сложен по структуре и предоставляет много полномочий штатам. Так, 8 марта 2011 года министерство здравоохранения США дало право штату Мэн отложить до 2014 года действие одного из положений закона: а именно требование к страховым компаниям тратить на медицинское обслуживание порядка 80–85 центов с каждого доллара, полученного от пациента. Это положение ограничивает административные расходы страховых компаний. Запрос был аргументирован тем, что MEGA Life и Health Insurance Co., обслуживающие 37% жителей штата, угрожали прекратить свою деятельность, если вступление в силу данной статьи не будет отложено. Аналогичные петиции в министерство здравоохранения США подали Кентукки, Невада и Нью-Гэмпшир. Предвкушая вступление в силу основных положений реформы Обамы, страховые компании резко повышали страховые платежи для своих клиентов. В разных случаях рост составлял от 23 до 60%.

Что день грядущий нам готовит

Ожидается, что пятичасовые прения сторон пройдут в марте, обычно дела в Верховном суде рассматриваются за один час. А итоговое решение будет объявлено в июне. Перспективы отмены отдельных положений реформы Обамы выглядят призрачными, несмотря на отдельные временные успехи. В США уже существует вид обязательного страхования, скажем, автогражданской ответственности. Принципиального отличия мандатов в автомобильной и медицинской сферах нет, оба предписывают обязательное приобретение полиса. Более того, каждая крупная реформа, будь то введение в 1935 году системы социального страхования при Франклине Рузвельте или закона 1964 года о гражданских правах при Линдоне Джонсоне, сопровождалась серией судебных баталий, в ходе которых противники изменений пытались доказать их неконституционность. Вместе с тем абсолютной уверенности в незыблемости реформы нет, поскольку Джорджу Бушу-младшему удалось ввести в состав Верховного суда ряд крайне консервативных членов, которые уже успели отметиться отменой так называемого закона Тиллмана 1907 года, вводившего запрет на прямое финансирование выборов корпорациями и банками.

У партнеров




    РСХБ удвоил поддержку птицеводов-экспортеров

    В прошлом году Россельхозбанк выдал экспортерам мяса птицы около 56 млрд рублей, это более чем вдвое превышает показатели 2018 года

    Люкс для регионов

    Международная гостиничная сеть Radisson Hotel Group считает Россию одним из приоритетных направлений для развития бизнеса. Компания планирует открывать новые отели, в первую очередь в регионах

    «В гонке онлайн-банков мы догнали лидеров»

    Председатель совета директоров СКБ-банка Александр Пумпянский — об оптимальной доле онлайн-операций, затратах на онлайн-банкинг и будущем цифрового банкинга

    Умная квартира для умного города

    Умные технологии стремительно входят в жизнь. Сегодня искусственный интеллект может управлять не только домом и квартирой, но и целыми городами повышенной комфортности с комплексом инновационных инженерных решений

    Акции ММК сохраняют потенциал роста

    По мнению аналитиков, акции Магнитогорского металлургического комбината остаются недооцененными относительно конкурентов
    Новости партнеров

    Tоп

    1. Коронавирус: глобальной эпидемии не будет
    2. Банкам умерят аппетит
      Кредитным организациям могут запретить наживаться на чрезмерных комиссиях
    3. Акции в небесах, нефть на дне
      Мировые фондовые рынки решили, что вопрос коронавируса исчерпан, и на них опять царит оптимизм. Под давлением остается лишь нефть. Но на самом деле все должно быть наоборот
    Реклама