В поисках симбиоза

Москва, 23.11.2011

Иллюстрация: Эксперт Online

Новая Япония

Страшное землетрясение и авария на станции Фукусима в марте 2011 года навсегда изменили Японию. Страна фактически начала существовать в новых условиях. Прежде всего в области энергетики. До аварии 55 атомных реакторов обеспечивали примерно 30% энергетических потребностей страны, и когда большинство из них были закрыты на диагностику, в стране стала ощущаться нехватка энергии. Японское правительство призвало японцев экономить электричество, рассчитывая сократить энергопотребление на 15%. Самоотверженные японцы же сократили на 25%. Снизили на треть яркость освещения, поотключали лифты и эскалаторы, летом жили без кондиционеров. Однако этого все равно недостаточно для того, чтобы покрыть серьезный энергодефицит в стране, который в ближайшее время будет лишь увеличиваться - в Японии принято решение отказаться от ядерной энергии. Еще в сентябре японское министерство энергетики заявило, что число атомных станций в стране будет доведено до нуля: новые 14 реакторов, которые планировалось возвести, останутся лишь на бумаге, а старые выведут из эксплуатации как только истечет их жизненный цикл. Безусловно, Япония могла бы уменьшить возникающий дефицит за счет увеличения поставок энергоносителей из стран Ближнего Востока (в частности, из Катара, который построил терминалы СПГ специально под американский рынок, потерял его из-за разработки сланцевого газа в США и теперь вынужден сбывать свой газ по крайне низким ценам). Однако это несет в себе стратегические риски, особенно на фоне ожидаемого многими экспертами в среднесрочной перспективе охлаждения отношений между Токио и Пекином. Дело в том, что энергоносители из Ближнего Востока,  уже составляющие по некоторым данным более 80% всей  потребляемой в Японии энергии, идут через Малаккский пролив. Который легко перекрывается флотом другой державы (поэтому в Японии многие и обеспокоены строительством китайского океанического флота).

Выручить Японию может стратегическое сотрудничество с Россией. Владимир Путин уже не раз предлагал японским компаниям принять участие в крупнейших газовых проектах на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири. Особенно после того, как между Москвой и Пекином обострились отношения из-за разного понимания условий поставок российской нефти в Поднебесную. И, по всей видимости, в Токио сейчас готовы принять российское предложение. Естественно, Япония не готова участвовать в откровенно авантюрных проектах - в частности, строительстве трубопровода от российских месторождений через Северную Корею к южнокорейским терминалам (японские чиновники вежливо говорят Эксперту Online, что предпочитают подождать и посмотреть, как будет реализовываться этот проект). Однако в интервью «Эксперту Online» высокопоставленный сотрудник одного из японских министерств заявил, что в ближайшее время между Москвой и Токио будет заключено «крупнейшее соглашение в энергетической сфере». По некоторым данным, Япония готова принять участие в новом газовом проекте на Сахалине (что особенно интересно после весьма неприятного опыта японских компаний, связанного с проектом Сахалин-2). Кроме того, за счет углубления сотрудничества с Россией Япония может диверсифицировать поставки не только углеводородов, но и других природных ресурсов.

Российские плюсы

От углубления отношений серьезно выиграет и Россия. В частности за счет активизации работы японских компаний на российском рынке. Так, JETRO – японская организация, занимающаяся исследованиями в области внешней торговли – в прошлом месяце провела исследование и выяснила, что именно на российский рынок японские корпорации возлагают самые большие надежды с точки зрения прибылей. Некоторые японские компании уже начали масштабно осваивать российский рынок, понимая, что по-другому им сложно будет выиграть конкурентную борьбу за Россию с другими иностранными концернами. Так, автомобильная компания Mitsubishi, чья доля от общих продаж иномарок в Россию из-за массового притока на наш рынок конкурентов сократилась в 2,5 раза  - с 10% в середине 2000-х до 4% в 2010 –  в марте 2010 года открыла свой завод в Калуге. «Пока там идет только сборка, но в следующем году мы планируем начать полноценное производство автомобилей, - говорят «Эксперту Online» руководители японского автогиганта. – Согласно нашим расчетам, уровень локализации производства составит почти 30% (если, по словам японцев, будет налажено нормальное, качественное производство в России соответствующих материалов - но это уже зависит от российских компаний)». Особенно радует японских топ-менеджеров качество рабочей силы в Калуге – по их словам, никто не ожидал, что оно окажется столь высоким.  В результате активной работы Mitsubishi уже сейчас в отдельные месяцы (в частности, в октябре этого года) объемы продаж в России превышают показатели в любой другой стране мира, и в среднесрочной перспективе японский концерн планирует увеличить свои продажи на российском рынке.

Помимо высококачественных японских товаров, Россия может получить и высококачественные японские технологии. Причем не только в микроэлектронике, где большинство наших наработок давно устарели, но и в других сферах. Например, в области защиты экологии. Так, японцы могут предоставить России технологию по переработке пластиковых бутылок. Как известно, пластик в отличие от органических отходов не перерабатывается природой, а лишь загрязняет окружающую среду. У нас он просто выбрасывается, а в Японии, из использующихся в год 500-600 тысяч тонн пластиковых бутылок 80% идет на переработку. Директор одного из перерабатывающих заводов в городе Кавасаки Саити Накадзато рассказал «Эксперту Online», что из 27,5 тысяч тонн перерабатываемых на его заводе использованных пластиковых бутылок получается 23 тысяч тонн новых. Причем уникальность японской технологии, по его словам, в том, что она позволяет работать даже с окрашенным пластиком. Японцы готовы продать эту технологию России. Конечно, на пути реализации подобного проекта в России существует ряд сложностей. Высокая стоимость завода (более 100 миллионов долларов), необходимость новых законопроектов в области переработки отходов (нужно для начала убедить население выбрасывать мусор по отдельным контейнерам в зависимости от типа, а также жестко штрафовать компании и предприятия за загрязнение пластиком окружающей среды). Однако если эти препятствия будут преодолены, как минимум в районе крупных англомераций подобные заводы не только будут улучшать состояние с экологией, но могут приносить куда большую прибыль,  чем в Японии. Хотя бы потому, что японцы вынуждены выкупать «сырье» у компаний и муниципалитетов, причем по высокой цене. И за последнее время эта цена выросла в три раза – по словам Саити Накадзато, из-за конкуренции со стороны китайских фирм, которые импортируют использованный пластик и делают из него набивку для различных товаров. В России же подобной конкуренции нет.

Нужно ближе общаться

На сегодняшний день наиболее серьезным препятствием для углубления взаимовыгодного российско-японского сотрудничества, по словам японских чиновников, является ситуация с Южными Курилами. Позиция Японии в этом вопросе крайне жесткая. «Мы хотим получить от России принципиальное согласие на то, что все четыре острова перейдут под юрисдикцию Японии. Мы готовы обсуждать лишь сроки и форму передачи – все острова сразу, либо постепенно и по очереди»,  - заявили «Эксперту Online» в японском МИДе.

Поскольку большинство экспертов рассматривают ситуацию с островами как неразрешимую (мало кто верит, что российские власти готовы просто так отдать Курильские острова Японии, особенно учитывая тот факт, что наши позиции в этом споре в разы сильнее, чем у японцев), ряд специалистов уверяют, что японо-российские отношения так и останутся напряженными. Между тем, у Токио и Москвы есть иные способы улучшить образ второй стороны среди собственного населения. Прежде всего, через активизацию гуманитарного сотрудничества (в Японии не осталась незамеченной помощь России во время разрушительного мартовского землетрясения) и туристических обменов. Благо с туристической точки зрения Японии есть что предложить: уникальная кухня; множество древних храмов; один большой памятник в виде древней столицы страны Киото; район Акихабара, давно ставший Меккой для поклонников манга и анимэ, и множество других достопримечательностей (японцы даже умудрились сделать туристическую программу из посещения заводов, назвав это «промышленный туризм»).

На сегодняшний день Япония прилагает огромные усилия в плане стимулирования притока иностранных туристов. Так, по словам представителей министерства туризма Японии, только на рекламу японского туризма в России тратится порядка 800 тысяч долларов, а по всему миру – около 80 миллионов (порядка 70% всего бюджета выделяется на азиатские страны, с которыми у японцев тоже весьма сложные отношения). Для сравнения – два года назад общий бюджет был в два раза меньше – около 40 миллионов.

Конечно, после аварии на АЭС Фукусима японцы вынуждены тратить большую часть этих денег  не столько на пропаганду туризма, сколько на попытку донести до иностранцев тот факт, что страна безопасна для посещений, никакого радиоактивного заражения туристы не получат (предоставляют бесплатные авиабилеты, организуют визиты журналистов). Несмотря на приложенные усилия, пока что беспочвенные страхи среди иностранцев весьма сильны. Так, только в сентябре 2011 года число российских туристов, посетивших Японию, сократилось почти на 30% по сравнению с сентябрем 2010 года (а количество всех иностранных туристов – на 25%). Однако японцы уверены, что эти страхи скоро пройдут, и россияне вновь в массовом порядке направятся познавать столь загадочную и интересную Японию. А японцы – общаться с добрыми и немножко необязательными россиянами. И в итоге обе соседские нации, которые столь нужны друг другу в политическом и экономическом плане, получат шанс преодолеть все свои разногласия. 

Токио-Киото-Кавасаки

У партнеров



    ММК выплатит 260 млн долларов дивидендов за первый квартал

    Высокие показатели по прибыльности позволили флагману отечественной металлургии рекомендовать к выплате акционерам 100% свободного денежного потока

    Очищая «ржавый пояс»

    Москва включается в мировую гонку редевелопмента территорий — путь которым шли все мировые мегаполисы. Это один из самых эффективных способов развития города

    Альфа-банк вернет деньги за «Такси» и «Еду»

    Альфа-банк и «Яндекс» запустили совместную карту: по самым популярным сервисам «Яндекса» можно получить кешбек до 10%

    Электромеханическое проектирование с Solid Edge

    Создание сложных интеллектуальных изделий требует применения инструментов электромеханического проектирования. И в этом помогает Solid Edge.

    Запущен новый виток исследований достижений российских университетов

    Активное развитие передовых российских университетов демонстрирует их постоянно растущая видимость на международном уровне.

    «Экспоцентр»: место, где бизнес развивается


    Новости партнеров

    Tоп

    1. Курс доллара пробил невероятный уровень
      Курс доллара пробил невероятный уровень
    2. Курс доллара: рубль снова всех удивил
      Несмотря на обострение ситуации на финансовых рынках из-за торговых споров между КНР и США, рубль укрепляется
    3. Курс доллара: что заставило срочно переписывать прогнозы по рублю
      Курс доллара: что заставило срочно переписывать прогнозы по рублю
    Реклама