В будущем году следить за порядком в вооруженных силах будут полицейские. Об этом заявил глава Минобороны России Анатолий Сердюков, выступая на последнем заседании коллегии ведомства. По мнению члена общественного совета при Минобороны России Валентины Мельниковой, военная полиция не снизит уровня преступлений в войсках. Решить проблему может только полный переход российской армии на контрактную основу. Кроме того, считает Мельникова, необходимо дождаться закона, принятого парламентом, который бы регламентировал действия военной полиции.
По словам министра обороны России, в 2012 году планируется завершить аттестацию офицеров военных комендатур и сформировать во всех гарнизонах подразделения военной полиции. Численность новой структуры пока точно неизвестна. Есть только предположительные расчеты. Так, на одну общевойсковую бригаду численностью несколько тысяч человек должно быть не менее роты военных полицейских, то есть около 100 человек. На них же возложат обязанность содержать возвращающиеся в войска гауптвахты. Поэтому не исключено, что численность новой армейской службы составит
около 20 тыс. человек. Ее структура будет вертикальная – от отдельной части (бригады) до военного округа (флота). Предполагается, что комплектовать подразделения военной полиции в войсках будут военнослужащими, которые увольняются из армии в процессе военной реформы.
Как утверждают в Министерстве обороны, начальником военной полиции будет боевой генерал Сергей Суровикин. В военном ведомстве его считают жестким и волевым офицером. Более чем за 20 лет службы он участвовал в боевых действиях в Афганистане. Затем служил в частях 2-й гвардейской Таманской мотострелковой дивизии. Был начальником штаба 201-й дивизии в Таджикистане, командовал 42-й мотострелковой дивизией в Чечне. Был начальником Главного оперативного управления (ГОУ) Минобороны. Сейчас генерал Суровикин занимается формированием штата управления новой структурой.
По словам Анатолия Сердюкова, военным полицейским предстоит заниматься расследованием преступлений в войсках, поддержанием правопорядка и, конечно, искоренением и борьбой с главным злом современной армии – дедовщиной. Сейчас этим в воинских гарнизонах и частях занимаются комендатуры, специализированные отделы МВД и представители военной прокуратуры.
На первом этапе органы военной полиции в вооруженных силах будут выполнять чисто комендантские обязанности. Основой военной полиции станут уже существующие в войсках комендантские роты. Поэтому на первых порах военная полиция возьмет на себя функции гарнизонной и комендантской службы, автоинспекции. Но в перспективе у военной полиции появятся и дознаватели. Армейские «копы» будут заниматься не только патрулированием военных городков, но и осуществлять оперативно-розыскную деятельность. Планируется, что для этого будут внесены поправки в закон «Об оперативно-розыскной деятельности» и Уголовно-процессуальный кодекс РФ.
Фактически военные полицейские возьмут на себя часть функций и полномочий, которые сейчас имеют в войсках военные подразделения ФСБ и военной контрразведки.
Напомним, что впервые идея создания военной полиции в Минобороны стала обсуждаться в 1998 году, когда главой ведомства был маршал Игорь Сергеев. Но осуществить создание нового «института» в армии помешал разразившийся тогда экономический кризис.
Сегодня военная полиция существует более чем в 40 армиях мира, в том числе в США, Германии, Франции, Великобритании, Китае. На постсоветском пространстве этот институт существует в вооруженных силах Украины, Казахстана, Армении, Азербайджана, Грузии, а также в армиях прибалтийских государств.