Хабовый замах «Базэла»

Москва, 03.11.2011

Фото: ИТАР - ТАСС

Компания «Базэл-Аэро», входящая в группу Олега Дерипаски «Базовый элемент» и управляющая сетью аэропортов в Краснодарском крае, Сбербанк, а также сингапурская компания Changi Airports International (CAI) подписали соглашение о намерениях по созданию совместного предприятия в сфере аэропортового бизнеса. Доля «Базэла» в создаваемом СП составит 50% плюс одна акция, сингапурских партнеров – 30%, ООО «Сбербанк инвестиции» – 20% минус одна акция. Вкладом «Базового элемента» в СП станут его аэропортовые активы, общая стоимость которых составляет более 500 млн долларов, а сингапурцы и «дочка» Сбербанка внесут более 320 млн «живых» денег.

В официальном сообщении «Базэла» сказано, что альянс создается для развития аэропортов в Сочи, Краснодаре, Геленджике и Анапе, поднятия качества обслуживания авиакомпаний и пассажиров, увеличения капитализации активов и дальнейшего расширения портфеля аэропортовых активов. Однако, по мнению экспертов, одним из главных интересов СП за пределами Краснодарского края станет столичное Шереметьево, где ожидается объявление конкурса на привлечение управляющей компании, которая также будет иметь возможность приобрести пакет акций этого авиахаба.

Холдинг CAI, управляющий сингапурским аэропортом Changi, является международным оператором с различными интересами в порядка 25 аэропортах по всему миру; в число этих интересов входит и московский авиаузел. В России компания уже выступала консультантом по мастер-плану аэропорта во Владивостоке и разрабатывала дизайн терминала С в Шереметьево, однако дальше этого ее партнерство с аэропортом не продвинулось. Поэтому альянс с «Базэлом» и Сбербанком накануне грядущего конкурса на управление Шереметьево может оказаться очень привлекательным вариантом для сингапурцев. «Если победителем этого конкурса станет вновь созданное СП, то, скорее всего, большую часть своих ресурсов оно направит на Москву», – полагает руководитель аналитического отдела агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. Однако этот конкурс явно окажется интересным не только для «Базэла». «Пока шансы некоторых зарубежных операторов выглядят выше. Например, проект, реализованный в Пулково, под управлением компании Fraport, делает ее очень серьезным конкурентом, и я думаю, что она также попытается принять участие в этом конкурсе», – предполагает руководитель проекта Avia.ru Роман Гусаров.

Еще одно возможное направление развития СП – выход на IPO. «Для нас это финансовая инвестиция, мы не управляем аэропортами. Но мы видим потенциал в развитии этого бизнеса и входим в него на пять-семь лет, а затем через один из обсуждающихся механизмов выйдем с соответствующей доходностью», – прокомментировал заключение альянса президент Сбербанка Герман Греф. По его словам, именно грядущее IPO совместного предприятия является одним из механизмов реализации соглашения.

 

До сих пор на IPO не выходил ни один из аэропортов России. Подобные планы были у крупнейшего в стране столичного Домодедово, однако в итоге аэропорт от них отказался. По мнению экспертов рынка, у нового аэропортового проекта есть значительно больше шансов на удачное размещение акций. «Масштаб бизнеса большинства российских аэропортов таков, что они не интересны западным инвесторам в рамках публичного размещения, – отмечает Олег Пантелеев. – С точки зрения масштаба привлекательные российские аэропорты можно пересчитать по пальцам одной руки. Но когда речь идет об IPO целой группы, в которой несколько аэропортов, это уже некий масштаб, который позволяет выходить на этот рынок». Кроме того, созданное СП – гораздо более прозрачная структура, чем то же Домодедово, что также повышает возможности ее выхода на рынки публичного капитала.

Что касается уже существующих активов «Базэла» в Краснодарском крае (аэропорты Сочи, Краснодара, Геленджика и Анапы), то вне зависимости от исхода конкурса в Шереметьево альянс с крупным международным оператором положительно скажется на их развитии. Генеральный директор «Базэл-Аэро» Сергей Лихарев видит три ключевых направления сотрудничества: повышение коммерческой эффективности аэропортов «Базэла» в области неавиационной деятельности (торговля, рестораны, реклама, парковки), повышение операционной эффективности с доведением производительности труда до среднеевропейского показателя 225 обслуженных пассажиров на штатного сотрудника в месяц, проектирование и оптимизация инфраструктуры аэровокзальных комплексов. В ближайшее время группа намерена построить новый аэровокзальный комплекс в Краснодаре, новый пассажирский терминал в Геленджике и реконструировать терминал в Анапе. «Технологический опыт Changi и финансовые возможности Сбербанка нам очень помогут», – констатирует Сергей Лихарев.

В оценке высокой роли подписанного соглашения для аэропортов Краснодарского края сходятся и эксперты. «В „Базэле” очень трезво оценили свои возможности, поняли, что для эффективного развития подотчетных им аэропортов необходим опытный оператор, который владеет не столько деньгами, сколько технологиями, – отмечает Роман Гусаров. – Ясно, что это делается в первую очередь с прицелом на Олимпиаду – ожидается взрывной пассажиропоток до 8 млн пассажиров в год, чего в Сочи никогда не видели и, возможно, никогда не увидят, поэтому сейчас все силы брошены туда». «Совместная управляющая компания подобного типа очень нужна, поскольку для развития российской инфраструктуры воздушного транспорта, которая во многих своих элементах серьезно устарела, нужны знания крупных аэропортовых операторов, – говорит генеральный директор агентства Infomost Борис Рыбак. – Но этого недостаточно – нужны современные компетенции не только строителей и операторов аэропортов, но и большого числа специализированных компаний, занимающихся обработкой пассажиров и грузов, обслуживанием воздушных судов, различного рода вспомогательными работами». Именно эти функции и обеспечит партнерство «Базэла» с сингапурцами.

Наконец, создание альянса является значительным шагом вперед в формировании на базе краснодарского аэропорта Пашковский регионального хаба на юге России – эти планы «Базэл Аэро» громко заявил в прошлом году, невзирая на наличие аналогичного проекта в соседней Ростовской области стоимостью порядка 25 млрд рублей. 1 ноября кубанский вице-губернатор Вадим Лукоянов представил проект модернизации краснодарского аэропорта, предполагающий реконструкцию второй взлетно-посадочной полосы и строительство нового терминала. А глава Министерства транспорта РФ Игорь Левитин уже заявил, что из федерального бюджета будет выделено 4,2 млрд рублей на эту реконструкцию.

Помимо управляющей компании с сильным транснациональным партнером, в Краснодаре есть еще одна позиция, по которой проект создания хаба в аэропорту Пашковский имеет шансы на успех. Речь идет о наличии потенциального претендента на роль хабообразующего перевозчика – авиакомпании «Кубань», принадлежащей тому же «Базовому элементу». В конце октября ее пополнили самолеты и сотрудники авиакомпания Sky Express, которая прекратила свое существование, в результате чего «Кубань» стала достаточно крупным игроком рынка по федеральным меркам с агрессивным планом развития. Тем временем проект создания нового аэропорта Южный в Ростовской области также стартовал. В конце августа было создано открытое акционерное общество для координации строительства, а 2 ноября губернатор Василий Голубев подписал распоряжение о разработке проекта планировки и межевания территории в границах планируемого размещения Южного хаба. Это первый этап реализации проекта, однако до сих пор точно не известно, кто именно будет его ключевым инвестором. В начале года в качестве такового донской губернатор называл группу «Ренова», но окончательно эта информация пока не подтверждена.

У партнеров




    О подходах к цифровой трансформации металлургических предприятий

    Курс на цифровизацию металлургических предприятий сохранится и в 2020 году. Такие лидеры отрасли, как «Норникель», «ММК», «НЛМК», «Северсталь», «Евраз» уже начали реализовывать инвестиционную программу и делать конкретные шаги к цифровому будущему

    «Норникель»: впереди десять лет экологической ответственности

    Компания впервые представила беспрецедентную стратегию на десять лет, уделив в ней особое внимание экологии и устойчивому развитию

    Мы хотим быть доступными для наших покупателей

    «Камский кабель» запустил франшизу розничных магазинов кабельно-проводниковой и электротехнической продукции

    «Ни один банк не знает лучше нас, как работать с АПК»

    «На текущий момент АПК демонстрирует рентабельность по EBITDA двадцать процентов и выше — например, производство мяса бройлеров дает двадцать процентов, а в растениеводстве и свиноводстве производители получают около тридцати процентов», — говорит первый заместитель председателя правления Россельхозбанка (РСХБ) Ирина Жачкина
    Новости партнеров

    Tоп

    1. Может статься, России не нужен газовый контракт с Украиной
      В прогнозе о заключении соглашения с Украиной премьер-министр Дмитрий Медведев сослался на Ильфа и Петрова
    2. Курс евро сильно удивит
      Единая европейская валюта может удивить высокими темпами восстановления в следующем году.
    3. Газовый смарт-грид
    Реклама