Facebook заставят измениться

Валентин Мальцев
30 ноября 2011, 14:26

Крупнейшую в мире социальную сеть Facebook Федеральная комиссия по торговле США обязала ужесточить политику в отношении защиты личных пользовательских данных. Компании пришлось подписать с властями соглашение об аудите всех данных. Вносить изменения в настройки безопасности компания Цукерберга может теперь только с согласия пользователей. А если кто-то из них решит удалить свой аккаунт, вся информация о нем должна быть стерта в течение 30 дней. Ранее Facebook собирался хранить ее вечно.

Фото: AP
Крупнейшую в мире социальную сеть обязали внимательнее относиться к конфиденциальной информации пользователей

Как известно, все социальные сервисы Интернета, особенно западные, активно собирают информацию о своих пользователях. Используется она, главным образом, в маркетологических целях: если знать, чем увлекаются юзеры, какие сайты посещают и на какие темы общаются, куда проще продавать им таргетированную рекламу. Но такая недобросовестная политика безопасности неоднократно вызывала нарекания со стороны пользователей. Периодически некоторые их группы даже призывали всех одновременно объявить бойкот Facebook и покинуть соцсеть.

Марку Цукербергу сейчас даже пришлось признать прошлые ошибки и пообещать «исправиться». В частности, в его компании появится новая должность – директор по безопасности данных. Более того, из таких специалистов будет сформирован целый отдел, возглавлять который будут грамотные юристы. «Я стану первым, кто признает, что мы действительно допустили ряд ошибок», – написал недавно Цукерберг в своем блоге. По его словам, некоторые крупные ошибки в области конфиденциальности два года назад «часто заслоняли собой все то хорошее, чего удалось добиться».

Но властям этого мало. Они обязали Facebook на протяжении двадцати ближайших лет разрешать доступ сторонних аудиторов ко всей информации, размещенной на сервисе. Делается это якобы в интересах пользователей и их безопасности. Государственные контролеры, среди прочего, будут следить за тем, чтобы персональная информация о пользователях не продавалась соцсетью крупным рекламодателям. Также властям не нравится, что любой пользователь Facebook может узнать, кто состоит в друзьях с тем или иным пользователем, прочитать его френдленту и т.д.

Собственно говоря, компании Цукерберга и самой было бы впору озаботиться вопросами безопасности своих пользователей. Google, например, выкатила свою социальную сеть с повышенными настройками безопасности как раз на волне недовольства насчет Facebook.

Кроме того, урегулирование скандалов с конфиденциальностью необходимо социальной сети в преддверии проведения IPO – первичного размещения своих акций на бирже. Facebook собирается привлечь от сторонних экспертов ни много ни мало 10 млрд долларов. Весь проект, надеются инвесторы, удастся оценить в 100 млрд. Капитализация Facebook, если IPO будет успешным, может превысить рыночную стоимость таких гигантов, как Hewlett-Packard и 3M, вместе взятых. The Wall Street Journal отмечает, что глава компании Марк Цукерберг долго отказывался от идеи размещения акций соцсети на бирже, но у него теперь просто не остается другого выбора: в апреле ей все равно придется раскрыть свои финансовые показатели в соответствии с требованиями американской Комиссии по ценным бумагам и биржам. И в этот момент не выходить на биржу довольно глупо: теряется отличная возможность привлечь деньги от сторонних инвесторов. К тому же в мировом бизнесе сложилась практика, когда компания выходит на IPO после того, как ее годовая выручка превышает 100 млн долларов, а Facebook этот порог давно преодолела.

Помимо скандалов с нарушениями конфиденциальности у Цукерберга есть и другие проблемы. Сейчас далеко не самый подходящий момент для проведения IPO: акции других IT-гигантов – Groupon, LinkedIn, онлайн-радио Pandora и др. – стремительно дешевеют. Крупнейший в мире скидочный сервис, например, всего за пару недель растерял почти половину своей рыночной стоимости.

Как бы то ни было, западные эксперты говорят, что в Интернете наступает революция в области сохранения приватности данных. Еще недавно казалось, что до решения этих проблем никому нет дела, кроме самих пользователей, а потому единственный способ сохранить в недосягаемости информацию о своей частной жизни – отказаться от использования соцсетей. Но вот выяснилось, что это не так, и онлайн-сервисы будут-таки заставлять заботиться о сохранности пользовательских данных.

Эксперты не исключают, что в ближайшее время ужесточения контроля за пользовательскими данными власти потребуют от Google и Apple, чьи навигационные сервисы и гаджеты, как сообщалось пару месяцев назад, тоже имеют «привычку» шпионить за своими пользователями в рекламных целях.