Меньше налоги, больше рост

Анна Королева
корреспондент Expert.ru
8 ноября 2011, 10:17

Канцлер Ангела Меркель после заседания правоцентристской коалиции на пресс-конференции заявила, что в Германии будет уменьшен налог на прибыль немцев с низким и средним уровнем заработной платы. Программа стоит бюджету 6 трлн евро и будет осуществляться в два этапа. Первый начнется в январе 2013 года и предусматривает снижение налогов на 2 млрд евро. Второй стартует в январе 2014 года и обойдется в 4 млрд.

Фото: AP
Правительство Германии приняло решение снизить налоги

«Мы должны укрепить экономический рост в Европе и хотим внести свой вклад», — передает The Wall Street Journl слова канцлера. — Но мы также хотим поблагодарить наших граждан за жертвы, которые они должны нести в условиях экономического и финансового кризиса». В качестве компромисса снижение налогов будет связано с увеличением взносов в систему социального страхования, увеличением инвестиций в дорожное строительство, упрощением найма иностранной квалифицированной рабочей силы и дотаций матерям, ухаживающим за младенцами.

Налоговую систему Германии можно назвать образцовой, что неудивительно — кто, как не немцы? За счет налогов формируется 80% бюджета страны, рассказывает начальник отдела управления инвестициями и аналитической поддержки ЗАО ИФК «Солид» Михаил Королюк. Система налогообложения Германии работает на ряде принципов, в том числе: налоги должны быть по возможности минимальными, затраты на их взимание — минимально необходимыми; равный налог на равный доход вне зависимости от его источника, налоги нацелены на более справедливое распределение доходов. Величина налогов должна соответствовать размеру государственных услуг, включая защиту человека и все остальное, что гражданин может получить от государства. Основной статьей поступлений является подоходный налог на физических лиц, 42,5% которого идет далее в федеральный бюджет, 42,5% — в бюджет земли и оставшиеся 15% — в бюджет муниципалитета. Суммарно он формирует 40% всех налоговых поступлений и около 33% консолидированного бюджета страны.

Доходная часть бюджета Германии на 2010 год составила около 240 млрд евро, из них 192 млрд — за счет налогов, из них 77 млрд — за счет подоходного налога на физлиц.

Таким образом, 6 млрд евро — это примерно 8% от объема налогов, собираемых по этой статье, и примерно 2,5% от доходной части бюджета. «В принципе мелочью не назовешь. Надо только отметить, что это снижение налогов произойдет в два этапа, то есть это будет "не сейчас" и "размазано" на два года», — добавляет эксперт.

Решение властей однозначно объясняется желанием показать немцам, что правительство думает не только о сохранении еврозоны и проблемах ЕС, но и о них. Германия уже давно является лидером в Европе и как лидер вынуждена решать все проблемы в регионе, в том числе и за свой счет, напоминает аналитик «Инвесткафе» Антон Сафонов. Но эти проблемы приходится решать прежде всего за счет населения, и естественно, что зреет недовольство, поскольку конца долговому кризису пока не видно, а это значит, что немцы должны будут платить еще несколько лет за несостоятельную экономическую политику других стран. Увеличивающаяся социальная напряженность никому не нужна, поэтому и было принято такое решение. Впрочем, полностью это недовольство не искоренит, поскольку системно ничего не меняется.

Само по себе снижение налогов увеличивает разрыв между Германией и остальной частью еврозоны. Большинство стран, даже самых крупных, вынуждены экономить, чтобы сократить бюджетные дефициты, Греция балансирует на грани дефолта, и ее правительство погружается в хаос. Берлин, однако, переживает всплеск налоговых поступлений, финансы страны в хорошем состоянии. Даже сейчас, когда немецкая экономика заметно замедляет темпы роста, безработица находится на самом низком уровне за последние два десятилетия. «На мой взгляд, в обществе сложилось предвзятое мнение о роли Германии в еврозоне в качестве "дойной коровы", — говорит начальник аналитического отдела ИК "Вектор секьюритиз" Александра Лозовая. — Почему-то не упоминается тот факт, что именно экономики Германии и Франции стали основными бенефициарами с момента образования еврозоны и введения евро. Сокращение налогов для граждан с низким и средним уровнем дохода — мера, направленная на стимулирование внутреннего спроса. В текущих условиях она способна помочь стране избежать рецессии. Германия может позволить себе пойти и на большее увеличение госрасходов для стимулирования внутреннего спроса».

Это действительно больше символический шаг — коалиция начинает готовить почву для выборов в 2013 году. Немецкие избиратели все больше недовольны тем, что плоды их трудов в настоящее время направляются на спасение расточительных стран-членов еврозоны. Как указывает Богдан Зыков, аналитик ФГ БКС, «политическому блоку Ангелы Меркель нужно возвращать доверие избирателей, раздосадованных последними внешнеэкономическими решениями властей. С мая 2010 года партия Меркель проиграла уже на пяти из семи земельных выборов. Логично, что спасение Греции и других проблемных стран за счет немцев значительную часть жителей Германии не устраивает, так что подобный реверанс в сторону населения вполне объясним. Объем снижения налогового бремени на 6 млрд евро солиден, но, на мой взгляд, вряд ли кто-то ощутит послабления, так как их адресность слишком размыта».

Впрочем, не все немецкие политики одобрили данное предложение. Некоторые члены ХДС, которые могут блокировать снижение налогов в верхней палате парламента, выступают против из-за вероятного негативного воздействия на государственный бюджет. Немецкий минфин заявил, что он ожидает дефицит бюджета в этом году ниже 25 млрд евро, около половины ранее прогнозировавшихся 48,4 млрд. Правительство намерено сократить этот дефицит еще больше с прицелом на балансировку бюджета к 2016 году. Однако в оппозиционной Социал-демократической партии отмечают, что снижение налогов нарушает конституционные полномочия страны, намеренной сбалансировать бюджет к 2016 году. «Снижение налогов, которые финансируются за счет дефицитного финансирования, нарушают этот принцип, — заявил WSJ Хубертус Хайль, ведущий член СДПГ. — Если мы увидим, что снижение налогов в настоящее время финансирует новые долговые обязательства, то юридическое оспаривание не может быть исключено».