Узкие проблемы большой отрасли

Москва, 09.11.2011
Премьер-министр России Владимир Путин продолжает свое предвыборное турне по регионам страны, президентом которой он может уже в третий раз стать весной 2012 года. В Новосибирске во вторник он занимался решением проблем транспортной отрасли.

Фото: Виталий Волобуев

Сначала глава правительства принял участие в торжественной церемонии открытия Северного объезда Новосибирска. Эта цементобетонная трасса, строительство которой продолжалось без малого 12 лет, по-своему уникальна. Обход соединяет федеральные автодороги М-51 и М-53 «Байкал», обеспечивая формирование транзитного коридора для пропуска транспорта западных и восточных регионов страны. Автотрасса общей протяженностью 76,4 км включает 10 транспортных развязок, 14 путепроводов и 11 мостов. Поскольку прокладка дороги, необходимой столице Сибири, задыхающейся от транзитного транспорта, как воздух, велось участками, сам Путин, если автору этих строк не изменяет память, участвовал в аналогичных церемониях открытия отдельных «кусков» объезда уже не раз. Первый этап стройки, протяженностью 50 км, с мостовым переходом через реку Обь, был введен в эксплуатацию в 2008 году. Путин тогда накануне лично проинспектировал новую трассу.  Во вторник же Северный объезд (точнее, его последние 11-й и 12-й участки) премьер ввел в эксплуатацию окончательно.

Как подчеркнул губернатор Новосибирской области Василий Юрченко, объект был выполнен исключительно силами местных подрядных организаций. Остается лишь посочувствовать областному руководству – третий мост через Обь в черте Новосибирска планируется запустить лишь в 2014 году. А проектирование Восточного обхода города только начинается (глава Минтранса Игорь Левитин уже заявил, что если сейчас будет принято положительное решение по строительству, дорогу удастся закончить только за пять лет). До этого момента сопоставимых объектов, на запуск которых можно было бы позвать Владимира Путина, здесь не предвидится…

Далее в театре «Глобус» (бывшем ТЮЗе) прошла Всероссийская конференция транспортников. Ее участники работали в Новосибирске с понедельника, обсудив проблемы отрасли на тематических круглых столах. Собравшись в театре, они делились их основными итогами с премьером, отвечали на его вопросы и озвучивали свои предложения. Общение было выстроено в привычном стиле: на сцене расставили девять кресел, одно – в центре – для Владимира Путина, по бокам от него – по четыре кресла для спикеров. Мероприятие, естественно, проводилось под эгидой «Общероссийского народного фронта» (ОНФ), в работе которого представители транспортной отрасли принимают активное участие. «Ведь „Народный фронт”, собственно, придуман был не только для того (хотя это очень важно), чтобы подготовиться к выборам в парламент, а подготовиться таким образом, чтобы в парламент попали профессиональные люди. Не просто через какие-то бюрократические процедуры, а через широкое обсуждение этих профессионалов, их готовности и возможности решать на законодательном уровне проблемы отдельных отраслей, а значит, и всей экономики», – подчеркнул премьер.

Объявляя выход главы правительства, незримый голос провозгласил: «Дамы и господа! Владимир Владимирович Путин!» Зал, в едином порыве поднявшись, приветствовал лидера партии «Единая Россия» аплодисментами, как сказали бы раньше, переходящими в овации. В своем докладе Путин не сказал ничего особо нового. Напомнив, что в транспортной отрасли страны занято 3,3 млн человек, которые производят до 6% валового внутреннего продукта, он обозначил давно известные приоритеты развития – от повышения качества дорог до их интеграционной ипостаси (особенно с учетом создания «транспортного контура» ЕврАзЭС). Премьер напомнил, что в ближайшее десятилетие планируется удвоить объемы дорожного строительства, для чего снова были созданы дорожные фонды (в них до 2020 года должно быть аккумулировано до 8 трлн рублей). Вновь заявил Путин и о давно озвученных приоритетах в развитии аэропортов, железных дорог, морского и речного транспорта, судостроения и судоремонта и т.д.

Пожалуй, определенной новацией в докладе прозвучал тезис о важности развития сельских дорог и модернизации общественного пассажирского транспорта, в том числе метрополитенов. «Новое российское село – это должно быть село с хорошими дорогами. К этому нужно стремиться, хотя проблем там, мы с вами понимаем, еще выше крыши, выше головы», – заявил Путин. Только в текущем году, сообщил он, были отремонтированы или проложены новые дороги к 230 сельским населенным пунктам. В 2011-2013 года регионы получат на эти цели суммарно 20 млрд рублей.

Состояние же общественного транспорта, по оценке Путина, сильнее всего отражается на качестве жизни в городах. В прошлом году в обновление этого сегмента в стране было вложено порядка 100 млрд рублей. «Прямо скажем, в масштабах России, да с учетом накопившихся проблем это не так уж и много», – признал премьер. Поэтому региональным и местным властям надо внимательнее отнестись к этой теме. «Следует выстраивать многоуровневую и взаимосвязанную систему маршрутов, организации работы пересадочных узлов, стыковок городского и пригородного сообщения… И конечно, в крупных городах приоритетом должно стать массовое строительство метро и других видов скоростного сообщения. Я знаю, когда сейчас губернаторы, мэры крупных городов услышат то, что я сказал, скажут: «А деньги где?» Надо изыскивать деньги вместе, мы готовы помогать, но нельзя все перекладывать только на федеральный бюджет, нужно находить», – посоветовал Путин.

Впрочем, он оговорился, что во многом выбор направлений развития – это выбор приоритетов. По его словам, многие губернаторы уже просили его разрешить им тратить средства, которые начнут аккумулироваться в дорожных фондах, не только на дороги. «Вот совсем недавно говорили: „Денег нет на дорожное строительство”. А теперь говорят: „Ой, столько денег, мы не сможем даже их освоить”. Только вот я думаю, что этого нельзя делать как раз, никакого права использовать эти деньги на другие, даже важные цели, предоставлять нельзя», – отрезал премьер. Так что, следуя этой логике, деньги на развитие общественного транспорта мэрам найти труда не составит.

В остальном же совещание напоминало ставшую традиционной еще со времен окружных конференций «Единой России» раздачу обещаний и поручений. В большей степени носивших узкоспециальный характер. Впрочем, проблема управления вагонным парком РЖД, обострившаяся в последнее время, все-таки поднималась. Путин заявил, что это «проблема роста»: вагонов сейчас строится в два раза больше, чем в СССР, но «многое было приватизировано, появились частные операторы – компании достаточно большие и достаточно эффективные», а вот «вопросы регулирования, диспетчирования отстали от реалий рынка, и возникли сбои». Однако премьер пообещал, что «никакой экспроприации» не будет, никто не даст РЖД право отнимать вагоны «в явочном порядке» (на чем настаивает монополия). Нужно лишь, по его словам, «наладить работу между организатором движения, в данном случае между РЖД и между операторами грузового парка. Но нужно сделать это только по-хозяйски со всех сторон – со стороны отправителей грузов и со стороны операторов». До конца ноября будет введен новый тариф, который, по мнению Путина, обеспечит «вполне хорошую рентабельность» частным операторам. Как заявил председатель президиума саморегулируемой организации операторов подвижного состава Сергей Мальцев, операторы уже сами добровольно стали переходить на новую систему регулирования. Зал взорвался аплодисментами.

Новости партнеров




Масло выведут «под арбитраж»

Пока власти определяются со сроками введения нового норматива для растительных масел, крупные масложировые холдинги в срочном порядке изыскивают средства на модернизацию. Путь, который ЕС проходил в течении 14 лет, российский бизнес должен пройти максимум за пять лет

«Эксперт Северо-Запад» начал прием заявок на премию «Эксперт года-2020» 18+

Станьте экспертом года в одной из 20 отраслевых номинаций. Подайте заявку на бизнес-проект, общественную или культурную инициативу — и получите признание делового сообщества. Совет премии по доброй традиции возглавил Михаил Пиотровский

РСХБ удвоил поддержку птицеводов-экспортеров

В прошлом году Россельхозбанк выдал экспортерам мяса птицы около 56 млрд рублей, это более чем вдвое превышает показатели 2018 года

«В гонке онлайн-банков мы догнали лидеров»

Председатель совета директоров СКБ-банка Александр Пумпянский — об оптимальной доле онлайн-операций, затратах на онлайн-банкинг и будущем цифрового банкинга
Новости партнеров

Tоп

  1. Вирус бедности: что предстоит лечить правительству
    Нынешний кризис от предыдущих отличается тем, что источники шоков — не экономические. Ключевую роль в нынешней ситуации, в отличие от того, что происходило в 2008 или 2014 году, играет социальная составляющая
  2. ОПЕК+ растет в цене
    Дональд Трамп заявил о новых переговорах между РФ и Саудовской Аравии по возможной сделке по сокращению добычи нефти. Но главные участники ОПЕК+ готовы пойти на это только вместе со странами «большой двадцатки». Эксперты видят в перспективе возможность расширения нефтяного картеля
  3. Акции растут на «удаленке»
    На 585% вырос трафик на платформе проведения видеоконференций от компании Zoom Video за последний месяц из-за массового перехода на дистанционную работу. Соответственно, увеличились продажи, а акции компании взлетели на 145% при том, что S&P 500 упал на 20%
Реклама