Онлайн-помощник туриста

Екатерина Шохина
1 декабря 2011, 08:49

Генеральный директор компании TravelRent Станислав Фролов оказался в нужное время в нужном месте. Он первым создал интернет-портал, предлагающий услуги для комфортных поездок по России.

Иллюстрация: picvario.com
TravelRent помогает бронировать частное жилье для отдыха, путешествий и командировок по всему миру

Станислав Фролов, генеральный директор компании TravelRent – первого в России онлайн-сервиса, позволяющего бронировать частное жилье для отдыха, путешествий и командировок по всему миру, запустил свой проект совсем недавно – 20 октября текущего года. Но уже через месяц бизнес начал показывать результаты. На сегодняшний момент база данных сайта насчитывает примерно 10 000 объектов по всей России и растет в геометрической прогрессии. «Уже в первом квартале 2012 года у нас будет более чем 20 000 объектов по всему миру», – заверили «Эксперт Online» в компании.

Идея создания проекта Станиславу Фролову пришла в голову несколько лет назад во время путешествия по Европе. Он путешествовал «дикарем» на машине и останавливался в частных домах и апартаментах, которые бронировал на французском сайте поиска жилья. Тогда Станислав задался вопросом, почему в России нет подобного специализированного единого сервиса для поиска частного жилья по всей России и не только. С этого момента началась работа над созданием сайта.

Практическую работу он начал с исследования рынка и написания технического задания разработчикам. В результате в 2010 году была запушена первая версия сервиса. Это был каталог жилья, где каждый желающий мог разместить и рекламировать свою квартиру или дом. Размещение объектов планировалось сделать платным и предоставлять контактные данные владельцев в открытый доступ, но очень скоро Станислав понял, что арендаторам гораздо интереснее забронировать жилье сразу. Более того, арендаторы готовы сразу же и оплатить жилье, в случае если они получают гарантии возврата средств, если что-то пойдет не так.

На основании первой версии был еще раз изучен западный рынок аренды частного жилья, и была выбрана наиболее подходящая модель бизнеса, основанная на примере американского ресурса airbnb.com. Используя западный опыт, в 2011 году была запущена вторая версия TravelRent.com, где пользователи могли не только найти дом или квартиру, но и пообщаться с владельцами, а также забронировать и оплатить понравившееся жилье.

На первом этапе TravelRent.com полностью финансировался Станиславом Фроловом, но для масштабного развития проекта требовалось гораздо больше средств, в результате чего было принято решение привлечь инвестиции. «Были проведены переговоры со многими  венчурными инвестиционными фондами, действующими в нашей стране. В результате началось сотрудничество с инвестиционным партнером FastLaneVentures, который помимо финансовой составляющей (в проект уже вложено до 1 млн долларов) смог оказать проекту бизнес-девелоперскую поддержку».

Будущий успех проекта признают не только в компании TravelRent, но и все, кто хоть каким-то образом связан с туристическим рынком. Согласно недавно проведенным опросам Rambler, 57% респондентов предпочитают путешествовать самостоятельно (не по готовым турам), а рынок самостоятельного туризма удваивается ежегодно.

«Вне всякого сомнения, число туристов, прибегающих к турагентствам и туроператорам офлайн сокращается в пользу онлайн. Объемы продаж турпакетов уменьшаются в геометрической прогрессии. К „самостоятельности” туристов побуждают не только новые онлайн-ресурсы, но и хотельеры, и авиакомпании. Хотельеры добиваются уменьшения числа посредников и предлагают зарезервировать номер на сайте физлицам дешевле, чем туроператорам. Совсем недавно видел на сайте booking.com (крупнейший портал поиска и резервирования отелей по всему миру): цена четырехзвездного отеля в Омане была почти в два раза меньше, чем та, которую отель предлагал туроператорам (140 долларов вместо 290)», – рассказал «Эксперту Online» эксперт по туризму на Ближнем Востоке Георгий Леонтьев.

При этом, отмечает он, наиболее эффективное решение – предложить туристу онлайн-услуги именно по России. Международные порталы имеют достаточно большую базу отелей, апартаментов, авиабилетов по всему миру и адаптированы к клиентам из разных стран – например, дают полный перевод сайта на русский язык. Но до сих пор на рынке не было онлайн-портала, который предлагал бы широкую базу данных по бронированию в нашей стране. Иностранные базы содержат в себе некоторое количество предложений, но их крайне мало и в основном они относятся к Москве и Санкт-Петербургу.

«Сейчас мы находимся у истоков формирования рынка и культуры самостоятельных путешествий в России, где неотъемлемой составляющей является бронирование жилья. И совсем еще в зачаточном состоянии находится рынок внутреннего туризма. Наши соотечественники только-только начинают обращать внимание на бескрайние просторы России и готовы путешествовать внутри страны и узнавать, что же есть интересного и красивого у нас на Родине. Такой слабый рынок внутреннего туризма в первую очередь связан с тем, что в России нет четкого понятия „туристический сервис”. Ярким примером служат горнолыжные курорты. Ранее, пока не стали более доступными европейские Альпы, практически все катались на Кавказе, но как только появилась возможность уехать за равнозначную сумму в „сервис” – все перебрались в Альпы, хотя и продолжают с тоской сравнивать красивейшие пейзажи и склоны Кавказских гор с более „скучными” картинками», – говорит директор по маркетингу TravelRent Лара Исправникова. Дешевое жилье без офлайн-посредников должно стать одной из первых ступенек развития туризма в России.

По мнению Станислава Фролова, момент создания сайта выбран правильно еще и по той причине, что сейчас страх перед онлайн-покупками у россиян уже уходит. «Буквально еще несколько лет назад онлайн-покупки или бронирования нам казались опасными и ненадежными технологиями, а сегодня мы с легкостью используем их в повседневной жизни. Каждый человек, находясь дома, на работе или в кафе с друзьями, может снять апартаменты в любой точке мира, затратив минимум усилий и средств, а наш сервис помогает сделать этот процесс легким и интересным», – говорит предприниматель.

Главная задача проекта – наполнение базы данных все большим количеством актуальных предложений. Для этого в TravelRent используют три приема. Первый, когда владельцы недвижимости сами регистрируются на TravelRent и размещают свои объекты. На главной странице сайта есть кнопка – «разместить жилье». Владелец переходит по ссылке и заполняет форму-описание своего жилья, указывает все самые важные параметры.

Второй вариант, когда департамент продаж сам работает с объявлениями владельцев квартир. Сотрудники компании (сегодня их 30 человек) находят желающих сдать жилье по объявлениям в Интернете или на улице, рассказывают о сайте и согласовывают занесение в базу данных. Если владелец дает свое согласие, то позже ему отправляем информацию для входа в личный кабинет, где он ведет и актуализирует информацию о своей квартире, описывает свои апартаменты, выставляет условия по отмене бронирования, актуализирует стоимость и иную полезную информацию.

Третий вариант – обзвон собственников жилья. «Сейчас активно формируется свой call-центр для поиска и привлечения арендодателей, есть около 20 региональных представителей, сеть партнерских интернет-ресурсов. Мы хорошо интегрированы с социальными сетями. И мы смело можем сказать, что свою базу объектов мы формируем самостоятельно. Со всеми партнерами мы работаем на основе договор-оферта, это удобно и им, и нам», – объясняют в компании.

Выручка компании формируется за счет комиссии, которую платит арендатор (варьируется от 7% до 10% от стоимости аренды жилья), арендодатель не платит онлайн-сервису ничего. Стоимость посуточной аренды разная - от 10$ в Гаграх до 230$ в центре Москвы.

За свою безопасность или обман со стороны владельца квартиры арендатор может не беспокоиться. Во-первых, он до бронирования должен познакомиться с хозяином, оговорить с ним условия проживания, имеет право задать ему напрямую все интересующие вопросы, во-вторых, за безопасность отвечают в агентстве. Оно же выступает как гарант и посредник.

«Все апартаменты, занесенные в нашу базу, проходят процедуру верификации, мы связываемся с владельцами и просим разрешения приехать и провести профессиональную фотосъемку их квартиры. Одновременно мы можем фотографировать и самого владельца и предлагаем добавить фотопортрет в его аккаунт на нашем сайте, чем значительно повысить его рейтинг и уровень доверия среди путешественников. Бывают такие владельцы, у кого большие апартаменты, более трех комнат, и он создал там грамотные условия приватности для каждого постояльца – и это его право сдавать свою квартиру не только посуточно, но и еще и покомнатно! Цену за аренду выставляют владельцы, мы лишь можем давать им рекомендации в зависимости от ситуации на рынке туризма или недвижимости. Эти рекомендации из нашего опыта нужны для того, чтобы их предложение становилось еще более привлекательным и его чаще замечали путешественники. Мы готовы рассматривать варианты работы не только с владельцами, но и с доверенными лицами владельцев, если это будет агент из агентства недвижимости, то почему бы и нет?!» – говорит Фролов.

Увеличивать свою популярность предприниматель собирается также за счет увеличения списка предоставляемых услуг, прежде всего предложений по проведению досуга. «Мы предоставим нашим клиентам информацию об интересных местах рядом с их апартаментами и как туда можно добраться, мы расскажем им, где вкусно поужинать и весело провести время. Всю самую актуальную информацию будут предоставлять наши партнеры – ведущие развлекательные порталы. А о самих апартаментах наши пользователи смогут прочитать много интересного и полезного от путешественников, которые останавливались в этих апартаментах ранее», – поясняет Станислав. Сервис должен стать очень популярным для бизнес-путешественников. Это направление выделяется сейчас в отдельное предложение для клиентов, где собраны самые удобные апартаменты по таким параметрам, как местоположение (рядом с деловыми центрами городов или выставочными центрами), интерьер (предусматривающий рабочую зону и обязательно доступ к сети Интернет) и, конечно же, цена (во многих случаях доступнее, чем гостиничные апартаменты).

Планы на будущее у компании весьма амбициозные – стать сервисом номер один на российском рынке краткосрочной аренды апартаментов.

Рынок онлайн-бронирования в России (мини-гостиницы + квартиры) в 2010 году оценивался, по данным Ассоциации туроператоров России, в 1,5 млрд долларов, а через три-пять лет достигнет, по их же прогнозу, не менее 10 млрд долларов. «Наша цель – стать на этом рынке игроком номер один», – говорит Станислав Фролов.