Независимая энергетика

Вадим Пономарев
12 декабря 2011, 16:31

Пресс-служба полномочного представителя президента в Дальневосточном федеральном округе Виктора Ишаева сообщила о том, что на совещании в Хабаровске окончательно согласован проект программы развития электроэнергетики макрорегиона до 2025 года. За 15 лет в развитие стратегической отрасли должно быть вложено более 588 млрд рублей. Однако полной ясности в том, откуда возьмется такой объем денег, пока нет.

Иллюстрация: Эксперт Online
На Дальнем Востоке разработана программа развития электроэнергетики макрорегиона стоимостью почти 600 млрд рублей

Электроэнергетика Дальнего Востока всегда была «падчерицей» объединенной энергосистемы страны. Во-первых, она с ней почти не связана магистральными линиями электропередачи и фактически работает в изолированном режиме. Во-вторых, внутри она представляет собой «лоскутное одеяло». В Амурской области, например, вырабатывается втрое больше электроэнергии, чем нужно региону, зато промышленный узел в Совгавани в соседнем Хабаровском крае вынужден сидеть на «голодном пайке». Энергосистема Якутии вообще представляет собой три изолированных друг от друга энергорайона. В-третьих, большинство энергетического оборудования на Дальнем Востоке, что в сетях, что в генерации, давно выработало положенный срок эксплуатации и фактически держится только на «заделе прочности», созданном в советские времена. И причина подобного отношения государства к дальневосточной энергосистеме, наверное, не только в том, что Хабаровск, Владивосток или Магадан находятся слишком далеко от Москвы. Малая плотность населения на огромных территориях Дальнего Востока, составляющих треть территории страны, требует на порядок больше затрат на создание новых сетей и электростанций, нежели в европейской части России и даже в Сибири. Может быть, именно поэтому средняя стоимость электроэнергии в этом макрорегионе чуть ли не вдвое превышает общероссийскую (в изолированных энергосистемах, где электричество вырабатывается на дизель-генераторах, она может стоить дороже и в 10-12 раз), а все попытки главного дальневосточного энергетического игрока – госхолдинга РАО «ЭС Востока» – самостоятельно, по-крупному строить новые энергообъекты заметного успеха так и не принесли.

Однако начало реализации крупных сырьевых проектов по «раскупориванию» газовых, нефтяных, угольных, железорудных и золотоносных «заначек» Дальнего Востока требует и соответствующего электрообеспечения. Поэтому по заказу Минэнерго специалистами РАО «ЭС Востока», дальневосточными органами исполнительной власти, прогнозными и проектными организациями при активном участии полпредства президента в ДФО и была разработана программа развития электроэнергетики региона до 2025 года стоимостью 588 млрд рублей. Она предусматривает модернизацию существующих и строительство новых электростанций, строительство новых линий электропередачи и подстанций с современным оборудованием, реконструкцию и техническое перевооружение электросетевых объектов, исчерпавших нормативный срок службы, повышение пропускной способности и надежности электрических сетей. «Нам необходима диверсификация топлива, при этом государство должно компенсировать затраты на использование дорогого вида топлива – природного газа. Необходимо строительство новых станций, применение новых технологий, повышающих КПД. К развитию электроэнергетики нужно подходить сбалансированно. Так, предприятия энергетики должны быть экономически самостоятельными, при этом должна быть обеспечена энергетическая безопасность», – подчеркнул полпред президента в ДФО Виктор Ишаев. Упоминание о топливе не случайно – в ближайшие 15 лет прогнозируется увеличение доли природного газа в топливном балансе дальневосточных электростанций в 1,7 раза – с 3 млн тонн до 5 млн тонн в год (за счет проектов «Газпрома» по освоению газовых месторождений Сахалина, Камчатки и южной Якутии). Одновременно с этим почти в четыре раза должно снизиться использование нефтепродуктов для выработки электроэнергии – до 116 тыс. тонн в год (за счет перевода потребителей на электропитание от других источников электроэнергии). Расход угля до 2025 года планируется уменьшить в натуральном выражении на 4,4%, однако этот вид топлива останется, по мнению авторов программы, наиболее предпочтительным для дальневосточных электростанций (они объясняют это наличием значительных запасов угля в макрорегионе, отработанной схемы его транспортировки и существующих технологий сжигания угля на местных электростанциях).

Однако при всей симпатии к этой программе и ее авторам складывается впечатление, что в ней не до конца учтен один вопрос, который наверняка станет принципиальным при обсуждении этого документа в правительстве. Речь идет о балансе источников генерации электроэнергии на Дальнем Востоке. В европейской части страны баланс производства электричества между тепловыми, атомными и гидростанциями (за которыми стоят разные собственники) был «утрясен» еще несколько лет назад. На Дальнем же Востоке этот процесс только начинается. До недавнего времени практически все дальневосточное энергетическое пространство было поделено между государственными энергохолдингами «Русгидро» (ГЭС), «ЭС Востока» (тепловые станции) и «Интер РАО», который активно подыскивал партнеров для строительства новых электростанций для экспорта электроэнергии в Китай, объем которого должен быть увеличен в 60 (!) раз. И, естественно, каждая из компаний прежде всего «двигала» свои проекты. Но сейчас ситуация принципиально поменялась. Главной энергетической компанией на Дальнем Востоке становится «Русгидро» (РГ), которой (за счет допэмиссии) месяц назад был передан контрольный пакет акций «ЭС Востока». И процесс консолидации дальневосточных энергетических активов под крылом одного из крупнейших российских энергохолдингов будет продолжаться. В конце прошлой недели, например, РГ подписало кредитный договор с Европейским банком реконструкции и развития, который выделяет ему на эти цели 8 млрд рублей на 10 лет. «Стратегия „Русгидро” по развитию дальневосточной энергетики будет включать в себя замещение экономически неэффективных мощностей эффективной генерацией в результате объединения ГЭС и ТЭС в единый контур управления, заключение прямых договоров с потребителями как на действующую мощность, так и по объектам перспективного строительства, реализацию потенциала приграничного экспорта электроэнергии и реализацию инвестиционных проектов с применением механизмов государственно-частного партнерства и проектного финансирования», – заявил по этому поводу гидроэнергетический холдинг.

На самом деле это может означать две вещи. Себестоимость производства электроэнергии на ГЭС на порядок меньше, чем на тепловых станциях. Поэтому «Русгидро», очевидно, постарается по максимуму загрузить имеющиеся у него в этом макрорегионе гидростанции. А при выборе источника генерации для той или иной территории «на будущее», видимо, приоритет тоже будет отдаваться ГЭС, поскольку, по оценкам энергетиков, гидропотенциал дальневосточных рек сегодня используется не более чем на 5%. И это может вызвать явное неудовольствие руководителей тех регионов, которые рассчитывали на строительство у себя новых тепловых электростанций, работающих на местном угле (в Амурской области, например, планировалось строительство Ерковецкой ТЭС мощностью до 3 ГВт, которая бы в четыре раза увеличила объемы разработки в регионе одноименных месторождений бурых углей). Поэтому очевидно, что программа развития электроэнергетики Дальнего Востока будет еще не раз корректироваться, в том числе и по источникам средств, необходимых для ее осуществления. И вряд ли правительство будет обсуждать ее раньше начала лета следующего года. Во-первых, выборы президента и последующая смена кабинета министров. Во-вторых, «Русгидро» нужно время для консолидации дальневосточных энергоактивов и осмысления того, что же с ними действительно можно и нужно делать.