В первое газотранспортное СП якобы предполагается передать магистральные (транзитные) газопроводы и подземные хранилища газа (ПХГ) Украины. Это СП также будет наделено монопольным правом осуществлять транзит газа через Украину в Европу. Закрепление этого исключительного права за СП прописано в проекте газового соглашения и, соответственно, делает невозможным участие в транзите любой другой, третьей, стороны или компании за исключением «дочек» самого газотранспортного СП, учреждение которых предусмотрено проектантами этого соглашения. Кроме того, пишет издание, к этому СП также переходят функции диспетчерского управления магистральными газопроводами и ПХГ Украины.
Второе СП (условно – газораспределительное) планируется создать с «Газпромом» на базе внутренних газораспределительных сетей Украины.
Среди пунктов возможной сделки, по информации еженедельника, предполагается полная юридическая неприкосновенность создаваемых СП. На них не будут распространяться ни возможные изменения налогового законодательства Украины, ни антимонопольное законодательство, ни любые тарифные изменения, ни законодательство о государственных закупках, утверждает издание.
Красноречивым является и требование к украинской стороне не вмешиваться в определение размера прибыли (рентабельности) обоих СП, пишет еженедельник. «Такие функции, как установление цен на транспортировку и распределение газа на Украине, а также установление цен на газ для разных категорий отечественных потребителей, которые раньше входили в сферу ответственности НКРЭ (Нацкомиссия регулирования энергетики), теперь будут выполнять органы двух создаваемых СП. Влияние парламента, правительства или Минэнергоугольпрома на деятельность, в частности финансовую, создаваемых газовых СП практически исключена. „Газпром” и его аффилированные структуры получают полную правовую защиту на территории Украины (практически – на уровне дипломатической), включая неприкосновенность их собственности и невозможность ее принудительного изъятия», – пишет «Зеркало недели».
Издание отмечает, что запланированное «на потом» распределение процентов между учредителями газотранзитного СП (33% «Газпрому», 33% еврокомпаниям и 34% «Нафтогазу») в действительности означает 66% российскому концерну и только 34% украинской стороне.
О том, что переговоры Москвы и Киева по газовым проблемам идут активно, в интервью газете «Комсомольская правда в Украине» подтвердила первый заместитель главы администрации президента Украины Ирина Акимова, по словам которой вариант трехстороннего консорциума снова обсуждается на самом высоком уровне. «Вы прекрасно помните историю всех переговоров по ГТС и предложения трехстороннего консорциума. Я думаю, этот вопрос будет дальше дискутироваться и обсуждаться. Потому что на самом деле в этом заинтересованы все: и те, кто производит газ, и те, кто транспортирует его, и те, кто является конечным потребителем. Поэтому я уверена, что эта дискуссия обязательно продолжится», – отметила она, призвав обсуждать тему ГТС максимально сдержанно и конструктивно. «Есть много различных спекуляций. Я думаю, есть смысл обсуждать только серьезные практические варианты, когда они будут наработаны. И сбалансировать их в национальных интересах – это задача правительства. Так что будем надеяться, что совместными усилиями всех заинтересованных сторон украинскую трубу сохранят с пользой для национальной экономики», – сказала Акимова.
Содиректор аналитического отдела «Инвесткафе» Григорий Бирг не исключает, что такой проект действительно существует. Однако, по его мнению, вряд ли он будет воплощен в жизнь в упомянутой форме, так как отвечает практически всем интересам «Газпрома» и лишает Украину ряда важнейших полномочий в столь важном вопросе, как газотранспортировка через страну и газораспределение внутри страны. «Особо сомнительно выглядят пункты об устранении регулирующих органов, о полной юридической неприкосновенности совместных предприятий и о свободе в вопросе установления внутренних цен на газ различным группам потребителей, – говорит аналитик. – Выгоды Украины от сотрудничества в описанном ключе – выручка от продажи акций „Нафтогаза”, долевое участие в совместных предприятиях, снижение цены на газ и, соответственно, возможность привлечения финансирования от МВФ. В принципе сотрудничество на паритетной основе в СП по транспортировке и подземному хранению газа возможно, этого и добивался „Газпром”. Но участие в системе газораспределения внутри страны видится мне маловероятным, так как существенно ущемляет внутренние интересы Украины».
Иной точки зрения придерживается портфельный управляющий УК «Солид менеджмент» Георгий Ельцов, который напоминает, что уже шли слухи о том, что Украина и Россия готовят СП, в частности, летом «Газпром» заявлял о том, что готов предложить Украине подобное сотрудничество. «В данном случае Украина находится практически в безвыходном положении, поскольку ее газотранспортные сети находятся на грани изношенности, истощения – как угодно, – говорит он. – Инвестировать в их восстановление, чтобы улучшить их пропускную способность, у Украины возможности нет – в основном из-за ее внешних долгов, к тому же „Газпром” до сих продолжает довлеть своим авторитетом над этой страной. Летние попытки перезаключить газовые контракты для Украины прошли неудачно, и Украина говорила, в свою очередь, о разных способах давления на „Газпром”, но, похоже, все посмотрели правде в глаза – ей не стать независимой ни от нашего газа, ни от нашего монополиста».
По мнению аналитика, в данном случае для Украины будет полезно наконец-то подружиться с российским концерном. «Во-первых, если все условия будут приняты, то скидка на газ не за горами. Во вторых, совместное предприятие даст Украине какую-никакую уверенность в завтрашнем дне, они станут партнерами, и даже если у России будет больше прав, Украина почувствует свою роль не только как экспортера, но еще и экспортера с новой улучшенной и расширенной ГТС (через какое-то время). В-третьих, это выгодно для стран-потребителей, проблем с закручиванием вентиля точно не возникнет», – перечисляет он.
Этот документ, отмечает Ельцов, больше нужен «Газпрому» – он воспользовался ситуацией (Украина не в лучшей форме) и подстраховал себя – украинская ГТС удобный канал для транзита газа в Европу, а к тому моменту, когда в полную силу заработают все два потока («Северный» и «Южный»), «Газпром» нарастит свою добычу, и ГТС не пропадет.
Россия и Украина вполне могут договориться о создании СП для управления газотранспортной системой, соглашается аналитик ФГ БКС Андрей Полищук. «Переговоры шли и раньше, но украинская сторона не хотела предоставлять 50% контроля над ГТС и предлагала найти еще одного партнера из Европы. Вероятно, „Газпром” предложил существенную скидку для Украины в обмен на контроль над ГТС, – полагает аналитик. – Украина в достаточно сложном положении в переговорах после запуска „Северного потока”, и страна готова идти на уступки. Выгода „Газпрома” очевидна только в надежности транзита и доступа к конечным потребителям. „Газпром” предоставит существенную скидку на газ, которая будет измеряться несколькими миллиардами долларов в год. Плюс, вероятно, „Газпром” будет обязан инвестировать в модернизацию ГТС».
Сделка, если она действительно состоится на описанных условиях, станет большим успехом для «Газпрома», говорит Ариэл Черный, аналитик «Allianz РОСНО Управление активами». «Подписание сделки именно в таком формате будет означать, что Украине совсем некуда деваться. В принципе так оно и есть – запущен „Северный поток”, рано или поздно будет запущен „Южный поток” или его аналоги. Значимость Украины для транзита газа в Европу будет только снижаться, – говорит он. – Так что, возможно, руководство Украины решило получить хоть что-то. Новые СП должны будут модернизировать газотранспортную систему Украины и газораспределительные сети, возможно, у самой Украины сейчас нет ресурсов для выполнения этих задач, и средства и компетенции „Газпрома” придутся ко двору».
Тем не менее, как отмечает Роман Беседовский, управляющий фондом «Финам нефтегаз», украинское издание не называет свои источники информации, не было пока и официальных комментариев по этому вопросу, что не позволяет всерьез обсуждать подобного рода заявления. «Исходя из текста, примерно понятна структура взаимодействия России и Украины в газовой сфере, но непонятен ряд важных технических деталей, – говорит он. – В их числе: условия создания СП, место регистрации (хотя, судя по словам о юридической неприкосновенности и неприменению изменений налогового законодательства Украины для СП, этим местом предполагается именно она), ориентировочная стоимость транзита природного газа и его цена для Украины и многое другое».
«В Евросоюзе масса внутренних проблем, грозящих ему в том числе потенциальным распадом. Так что при всем желании ЕС евроинтеграция Украины – вопрос достаточно отдаленной перспективы. В Киеве это прекрасно понимают и, учитывая сложную экономическую ситуацию в стране, готовы укреплять отношения с Россией, пример эффективности такого сотрудничества недавно был продемонстрирован Белоруссией, – анализирует ситуацию Беседовский. – Основная цель Украины – получить дешевый газ, что важно для функционирования экономики, а также нивелировать риски снижения транзитных доходов бюджета, и в данном контексте опубликованные в „Зеркале недели” планы не выглядят „вбросом”. И все же я бы подождал официальной оценки подобного рода сотрудничества».