Непрофильный застройщик

Москва, 16.12.2011
ООО «Стройновация» из группы «Сумма» Зиявудина Магомедова признана победителем открытого конкурса на заключение госконтракта на разработку рабочей документации и строительство первых 147 километров железнодорожной линии Кызыл–Курагино. Одного из фаворитов – компанию «Трансстроймеханизация» Аркадия Ротенберга - конкурсная комиссия не допустила к участию в конкурсе.

Фото: Эксперт Online

Согласно протоколу, опубликованному на официальном сайте госзакупок РФ, «Стройновация» предложила построить 147 километров железной дороги за 44,306 млрд рублей против начальной цены контракта в 47,442 млрд рублей. Победитель конкурса обязуется завершить проект за 918 дней.

На участие в конкурсе претендовали восемь компаний, из них были допущены к участию пять: ООО «Стройновация»; унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения Федеральное государственное унитарное предприятие «Главное управление строительства дорог и аэродромов при Федеральном агентстве специального строительства»; ООО НПО «Мостовик»; ОАО «Ямалтрансстрой»; ОАО «Корпорация "Трансстрой"».

Отметим, что самое привлекательное предложение было у «Трансстроймеханизации», которая была готова построить железную дорогу за 40,28 млрд рублей в течение 867 дней с момента подписания контракта. Однако конкурсная комиссия не допустила ее к участию в конкурсе из-за неверного оформления платежного поручения о перечислении обеспечения заявки в размере 14,2 млрд рублей.

Железнодорожная ветка Кызыл–Курагино должна связать Транссиб с Элегестским угольным месторождением в Туве, лицензией на разработку которого владеет Енисейская промышленная компания (ЕПК). Проект освоения месторождения, добыча угля на котором должна составить 15 млн тонн в год, стартовал в 2008 году. Изначально его общая стоимость оценивалась в 131,6 млрд рублей. Эта сумма включала 98,5 млрд рублей на строительство железнодорожной ветки Кызыл–Курагино (402 км), 50% пути обязалось оплатить государство, другую половину – ЕПК.

Инвестиционный паспорт проекта железнодорожной ветки Кызыл–Курагино был одобрен правительством России в декабре 2007 года. Стройку предполагалось начать в 2009-2010 годах и закончить в конце 2013 года.

9 декабря правительственная комиссия по инвестиционным проектам, возглавляемая вице-премьером Дмитрием Козаком, утвердила новые параметры проекта освоения Элегестского угольного месторождения в Туве и строительства к нему железной ветки. Общая стоимость проекта была увеличена на 17%, до 154,3 млрд рублей (из них 49,3 млрд выделит государство), новый срок реализации – 2016 год, а не 2014-й, как было указано в предыдущей редакции инвестиционного паспорта. Кроме того, проект железной дороги разделен на два участка: первый построит государство, второй – частный инвестор.

«Стройновация» была создана в 2003 году, однако железнодорожным строительством она никогда не занималась, а специализируется на строительстве нефтепроводов, говорится на сайте «Суммы». Тем не менее, в компании считают, что большой опыт этой компании в выполнении крупных инфраструктурных проектов необходим и для создания железнодорожной магистрали.

По мнению ведущего эксперта УК «Финам менеджмент» Дмитрия Баранова, нет ничего неожиданного в результатах конкурса. «Но не потому, что победа "Стройновации" была ожидаемой, а потому, что победить мог вообще любой участник. Ведь критерием победы была именно стоимость, а не какие-то особые условия и/или компетенции участников, – говорит он. – Стоимость "Стройновации" оказалась наименьшей, и победа досталась ей вполне заслуженно. Возможно, если в расчет принимались бы прежние успехи, опыт работы, какие-либо другие причины, то тогда, вероятно, победителем стал бы какой-то другой участник, возможно, что "Трансстроймеханизация". Однако условия конкурса были объявлены заранее, критерии оценки победителей известны, поэтому итоги таковы, каковы они есть».

Теоретически, допускает аналитик, кто-то из проигравших или недопущенных участников может подать иск в суд с протестом на такое решение, но все же это маловероятно. «К тому же нельзя исключать того, что сейчас некоторые из участников будут привлечены в качестве субподрядчиков победителем конкурса», – полагает он.

Дмитрий Баранов считает, что вряд ли корректно говорить о каком-то ажиотаже вокруг конкурса. «Да, определенный интерес был проявлен ведущими игроками рынка, но объясняется он тем, что такие конкурсы проходят не так уж и часто, – считает он. – И финансовая составляющая, которая, конечно, важна, не является единственной причиной, по которой компании стремятся участвовать в таких конкурсах. Имеет колоссальное значение опыт, который приобретается на таких проектах, и репутация, которая создается на них же. После успешного выполнения работы такого масштаба компания вправе рассчитывать на новые заказы, причем в ряде случаев они могут ей достаться без борьбы, например, если работы выполняются для частного бизнеса. Что касается финансирования, то, учитывая важность проекта, наличия заинтересованности в нем государства, регионов, через которые пройдет дорога, и частного бизнеса, который будет разрабатывать богатейшие месторождения полезных ископаемых Тувы, а не только Элегестского угольного месторождения, можно не сомневаться – финансирование будет».

Аналитик считает реальными сроки реализации проекта и видит проблемы в недостаточной пропускной способности Транссиба. «Во-первых, Транссиб также модернизируется. Кроме того, если вести речь о поставках на запад, то есть маршруты, которые позволяют избежать выхода на Транссиб, – отмечает он. – Во-вторых, по трассе будущей дороги уже выполнен определенный объем работ, что уменьшит ее стоимость и сроки строительства. К тому же объем работ неоднократно перепроверялся и пересчитывался, в том числе и в рамках подготовки к конкурсу, и сроки выполнения работ устанавливались, исходя из этих объемов, то есть все названные сроки – реальны».

Начальник отдела методологии оценочной деятельности АКГ «МЭФ-Аудит» Константин Гречухин согласен с тем, что совсем неожиданным результат конкурса назвать сложно. «Уже до подведения итогов высказывалось мнение, что даже по низкой заявленной стоимости "Трансстроймеханизация" не имеет абсолютных шансов на победу. Условия конкурса соблюдены при подаче заявок компаниями. Таким образом, все имели равные шансы, – говорит он. – В данном случае проект осуществляется в рамках ГЧП и финансирование будет первого этапа дороги. Таким образом, гарантии поступления средств на строительство именно этого участка сейчас есть».

Несколько иная точка зрения у аналитика УК «Солид менеджмент» Максима Семянина. «В последнее время прослеживается тенденция, что такие конкурсы любят приносить сюрпризы. К примеру, конкурс по продаже Первой грузовой компании (ПГК), тоже ведь пророчили победу Тимченко, но его обскакал конкурент, – говорит он. – На мой взгляд, в современном мире с развитой инфраструктурой в области железнодорожного строительства не особо важно, есть опыт или нет. Главное – платежеспособность и распоряжение современными технологиями. Однако тут имело место одно странное обстоятельство – главный претендент с более быстрым проектом и менее затратным "Транстроймеханизация" в самый последний момент получила отказ из-за неправильного оформления документов. Можно предположить что либо "Стройновации" просто повезло со стечением обстоятельств, либо "Трансстроймеханизация" просто сама придумала способ отказаться от конкурса. Возможно, компания нашла более интересный проект, куда решила переориентировать интересы. Такой вариант мы не исключаем».

Аналитик полагает, что, судя по количеству желающих получить этот подряд (восемь компаний подавало свои заявки), ажиотаж вполне оправдан. «Получить подряд на 40 с лишним млрд рублей со сроком реализации проекта более трех лет – это отличный шанс получить опыт строительства ж/д путей в сложных климатических условиях, – полагает он. – Опять-таки, это сулит долгосрочную финансовую стабильность и шанс получать все новые и новые подряды, к тому же "Стройновации" необходим этот опыт для дальнейшего участия в строительстве железнодорожных магистралей».

Дело еще и в том, напоминает Максим Семянин, что ветка Кызыл–Курагино – это часть проекта Русской медной компании, которой необходимо начинать эффективную разработку Элегетского месторождения каменного угля, а без своевременного строительства дополнительной ж/д ветки месторождение не сможет нормально функционировать. «Очевидно, что, получив этот опыт, "Стройновация" не будет на нем останавливаться, вероятно, она получит и другие подряды, связанные с угольным бизнесом, – считает он. – Но прогнозы могут быть разные – от того, что сроки реализации растянутся на год или полгода либо все завершится в срок. Это еще зависит и от договорных обязательств компаний. К тому же сейчас наступает новый виток финансового кризиса, и у компаний должна быть мощная уверенность в своей платежеспособности, однако угольный бизнес, к тому же граничащий с другими прибыльными сферами, вряд ли пострадает сильно».

Новости партнеров




Масло выведут «под арбитраж»

Пока власти определяются со сроками введения нового норматива для растительных масел, крупные масложировые холдинги в срочном порядке изыскивают средства на модернизацию. Путь, который ЕС проходил в течении 14 лет, российский бизнес должен пройти максимум за пять лет

«Эксперт Северо-Запад» начал прием заявок на премию «Эксперт года-2020» 18+

Станьте экспертом года в одной из 20 отраслевых номинаций. Подайте заявку на бизнес-проект, общественную или культурную инициативу — и получите признание делового сообщества. Совет премии по доброй традиции возглавил Михаил Пиотровский

РСХБ удвоил поддержку птицеводов-экспортеров

В прошлом году Россельхозбанк выдал экспортерам мяса птицы около 56 млрд рублей, это более чем вдвое превышает показатели 2018 года

«В гонке онлайн-банков мы догнали лидеров»

Председатель совета директоров СКБ-банка Александр Пумпянский — об оптимальной доле онлайн-операций, затратах на онлайн-банкинг и будущем цифрового банкинга
Новости партнеров

Tоп

  1. Вирус бедности: что предстоит лечить правительству
    Нынешний кризис от предыдущих отличается тем, что источники шоков — не экономические. Ключевую роль в нынешней ситуации, в отличие от того, что происходило в 2008 или 2014 году, играет социальная составляющая
  2. Чудеса устойчивости
    Ситуация на финансовых рынках мира постепенно стабилизировалась. Мировые индексы оттолкнулись от дна и начали восстанавливаться, хотя волатильность остается высокой, и рост сменяется падением. Тем не менее, никаких признаков паники уже нет, и особенно на этом фоне относительной стабильностью выделяется российский рынок
  3. Китайская экономика пошла на поправку, но по-прежнему остается в минусе
    Фабрики и заводы возвращаются к работе, однако скорость восстановления замедляют ограничительные меры Пекина, направленные на борьбу с потенциально возможной второй волной эпидемии, которая может прийти из-за границ Поднебесной
Реклама