«Что-то подгнило в датском королевстве»

Россия вступила в организацию, переживающую не лучшие времена. Дохийский раунд переговоров заблокирован лоббизмом внутренних производителей. Способна ли наша страна содействовать достижению консенсуса?

Фото: AP

В связи с началом 16 декабря итоговой процедуры вступления России в ВТО, которая должна завершиться через полгода ратификацией соглашения Госдумой, необходимо подробнее рассмотреть состояние этой организации. А именно Дохийский раунд переговоров и причины его провала. Одним из камней преткновения является государственная поддержка сельского хозяйства в «странах золотого миллиарда». Ее сокращение весьма проблематично из-за мощного аграрного лобби. Однако попытки поставить под контроль растущий госдолг США создают предпосылки для сокращения субсидий фермерам и, как следствие, гипотетическую возможность консенсуса по Дохийскому раунду. Россия неспособна сыграть значимую роль в этом процессе, поскольку не является крупным экспортером сельскохозяйственной продукции.

Дохийский раунд

Очевидно, что в обозримом будущем шансов достичь консенсуса нет: так, 18 ноября 2011 года новый председатель комитета ВТО по сельскому хозяйству Дж. Аданк констатировал, что консультации по рынку хлопка не привели к соглашению.

Основными направлениями переговоров по-прежнему являются сельское хозяйство, доступ к несельскохозяйственным рынкам, сфера услуг, защита интеллектуальной собственности, торговля и развитие, торговля и защита окружающей среды, стимулирование торговли, регламент ВТО, процедуры решения торговых споров. Основополагающим принципом ВТО является необходимость согласования всех вопросов, включенных в повестку дня. В рамках нынешних процедур ВТО нельзя достигнуть соглашения лишь по отдельным вопросам.

В отличие от Китая, Индии, Бразилии остальные развивающиеся страны не получили выгод от предыдущих раундов переговоров ВТО, для них основное значение имеет защита конкретных отраслей экономики, будь то текстильная промышленность или сельское хозяйство. Таким образом, первым по значимости пунктом повестки дня стал рынок сельскохозяйственной продукции. Небольшие развивающиеся страны требуют от развитых государств сокращения субсидирования аграрного сектора. В то время как последние ожидают от развивающихся стран снятия различного рода барьеров, препятствующих экспорту сельскохозяйственных товаров.

Переговоры по «новому» раунду застопорились во многом вокруг проблемы доступа к несельскохозяйственным рынкам (Non-Agricultural Market Access, NAMA). Развитые страны хотят получить больше доступа к промышленному сектору развивающихся стран, последние, в свою очередь, опасаются, что это может привести к снижению темпов экономического роста.

Достижение договоренностей в рамках Дохийского раунда имеет большее значение для развивающихся стран, чем для государств «золотого миллиарда». Важно отметить, что объемы тарифных сборов США с экспорта развивающихся стран превышает различные программы помощи этим же государствам. Естественно, развивающийся мир предпочитает улучшение условий торговли, а не «программы помощи бедным».

А поначалу все были полны энтузиазма. Дохийский раунд переговоров ВТО начался в ноябре 2001 года в Дохе, государство Катар, через два месяца после террористического акта 11 сентября в США. Декларируемой целью переговоров была попытка ликвидировать неравенство в системе мировой торговли между развитыми и развивающимися странами, что, в свою очередь, поможет ликвидировать основу для терроризма — бедность. Необходимость реформ можно проиллюстрировать, например, тем фактом, что в 2010 году тарифные сборы США с китайского экспорта составляют половину всех поступлений этого рода, в то время как китайский экспорт составляет одну пятую всего объема привозимых в США товаров. С течением времени выяснилось, что крупнейшие развивающиеся экономики мира — КНР, Индия, Бразилия — не желают коренного изменения правил ВТО, поскольку они уже нашли способ получать выгоду от статус-кво.

Переговоры не раз были на грани коллапса. Так, в 2003 году на министерской конференции в Канкуне не удалось достичь никакого соглашения, годом позже удалось согласовать рамочные принципы будущего договора. На министерской конференции в Гонконге также были достигнуты успехи по отдельным направлениям.

Последняя масштабная попытка достичь компромисса по Дохийскому раунду провалилась в июле 2008 года в Женеве, за месяц до начала мирового экономического кризиса, ознаменовавшегося банкротством инвестиционного банка Lehman Brothers. Позиция делегации США заключалась в том, чтобы по возможности достичь соглашения, поскольку президентство Джорджа Буша-младшего было на исходе и он хотел войти в историю мировой политики, как и его предшественник Уильям Клинтон, добившийся решения проблемы Северной Ирландии. США были готовы резко ограничить аграрные субсидии до 15 млрд долларов в год в обмен на доступ к рынку сельскохозяйственных товаров развивающихся стран. Однако последние во главе с Индией, Китаем и Бразилией посчитали недостаточным предложенное американцами снижение поддержки фермеров, выступили против снижения тарифов на экспорт американских товаров, аргументируя это тем, что их собственные фермеры не выдержат конкуренции.

Кроме того, двусторонние консультации двух крупнейших экономик мира — США и КНР — оказались безрезультатными. США обещали Китаю снизить уровень поддержки производителей хлопка и зерновых в обмен на снижение китайских тарифов на американский экспорт. Данное предложение было отвергнуто КНР, поскольку в 2001 году во время вступления в ВТО она уже пошла на резкое снижение таможенных пошлин и дальнейшее сокращение может поставить на грань выживания и без того небогатых китайских землепашцев.

Более того, присутствовавшие в Женеве Боб Сталлман, президент Американской федерации фермерских бюро (АФФБ), Фрэнк Варго, вице-президент Национальной ассоциации промышленников, дали понять американской делегации, что рассматривавшееся соглашение не предоставляет достаточной либерализации торговли, чтобы компенсировать снижение субсидий.

Аграрное лобби в США

Охарактеризуем участников аграрного лобби в США, заинтересованных в воздействии на выработку современной внешнеторговой политики Америки. Прежде всего отметим одну из старейших организаций — АФФБ, на повестке дня которой стоят следующие вопросы. Во-первых, официальная позиция этой федерации в отношении Дохийского раунда заключается в том, что необходим баланс между снижением субсидий развитыми странами и открытием рынков развивающимися странами. Кроме того, эта организация выступает против специальных переговоров по хлопку, этот товар должен рассматриваться наряду с другими. Основной задачей АФФБ считает улучшение экспортных возможностей для американского сельского хозяйства. Во-вторых, ратификация в 2011 году Конгрессом США соглашения о свободной торговле с Южной Кореей приведет к увеличению сельскохозяйственного экспорта на 1,9 млрд долларов в год, тогда как аналогичные договоры с Колумбией и Панамой — на 370 млн и 46 млн долларов в год соответственно. В 1999–2011 годах на продвижение этих и других целей данная федерация потратила более 90 млн долларов.

Несколько слов об отраслевых заинтересованных группах в сельском хозяйстве. Американский сахарный альянс (АСА) — это одно из самых могущественных специализированных объединений фермеров, созданное в 1983 году. В отношении Дохийского раунда переговоров эта организация констатирует «состояние паралича» и отмечает, что акцент будет перенесен на заключение региональных торговых соглашений, при разработке которых интересы американских производителей сахара должны быть учтены. В ответ Дэйв Миллер, старший переговорщик иностранной сельскохозяйственной службы министерства по сельскому хозяйству США, заявлял, что администрация США понимает важность этой сферы и планирует всеми средствами защищать интересы американских фермеров. В 1999–2011 годах альянс потратил на представительство своих интересов в органах государственной власти США более 20 млн долларов.

Национальный хлопковый совет Америки (НХСА), основанный еще в 1938 году, также представляет собой крайне влиятельную силу в Вашингтоне и в ходе переговоров по Дохийскому раунду не раз высказывал свою позицию. С 1999-го по 2011 год НХСА израсходовал на лоббизм в Вашингтоне более 5 млн долларов.

Национальный совет по курятине (НСК, National Chicken Council) представляет интересы производителей курицы с 1954 года. Для этой организации одной из ключевых проблем является рассматриваемый в ВТО торговый спор между США и КНР по поводу антидемпингового расследования Китая в отношении экспорта американской курицы. Китай, используя методику «средней стоимости производства», полагает, что американский экспорт получает нерыночные преимущества за счет государственных субсидий производства зерновых культур, используемых при выращивании цыплят. США считают, что в антидемпинговых расследованиях в качестве точки отсчета следует использовать внутренние американские цены на курятину. Более того, НСК в официальном заявлении постулирует, что «американское птицеводство не получает государственных субсидий и не является бенефициаром программы дотирования зерновых». В 1999–2011 годах лоббистские расходы этого совета составили около 3 млн долларов.

В 2002–2008 годах, когда были приняты последние законы о господдержке фермеров, количество структур, которые лоббировали свои интересы в сфере аграрной политики США, увеличилось с 461 до 677, в совокупности их расходы выросли с 172 до 412 млн долларов в год, по подсчетам автора статьи, основанным на базах данных по закону 1995 года «О раскрытии лоббистской деятельности». За тот же период количество корпораций, ассоциаций, профсоюзов, которые указали в своей отчетности Дохийский раунд переговоров в качестве предмета лоббистской деятельности, увеличилось с 2 до 37. Расходы на отстаивание интересов в этих переговорах увеличились с 3 млн до 127 млн долларов.

Среди объединений бизнеса следует отметить Торговую палату США, которая призывает участников переговоров достичь компромисс, который будет включать как сокращение субсидирования аграрного сектора, так и мер по снятию нетарифных барьеров.

Аграрное лобби Америки проявляет повышенную активность при отстаивании своей позиции в ВТО. Дело в том, что в 2008 году доля сельскохозяйственного сектора в американском экспорте не превышала 5%, тогда как доля его лоббистов среди всех указавших Дохийский раунд в качестве предмета лоббистской деятельности составила 32%.

Аграрное лобби в США претерпело существенную трансформацию за последнее столетие. С Новым курсом Ф. Рузвельта, когда появилось понимание необходимости государственного регулирования экономики, фермеры начали использовать федеральный бюджет США как механизм защиты от колебаний рынка, отплачивая политикам соответствующим голосованием на выборах. С 1950-х годов, с уменьшением доли сельского населения, развитием отдельных отраслей сельского хозяйства, увеличением экспортных возможностей благодаря ГАТТ (впоследствии ВТО), аграрное лобби фрагментировалось. АФФБ потеряло былое могущество, а объединения производителей отдельных видов товаров, наоборот, усилились, более того, для многих из них значение государственных субсидий постепенно снижается, а роль экспорта возрастает.

Перспективы Дохийского раунда

Августовский закон 2011 года «О контроле бюджета», вокруг которого было сломано немало копий, предписывает сократить расходы федеральной казны на 1,2 трлн долларов в течение 10 лет. В результате чего поддержка фермеров также будет урезана на примерно 23 млрд долларов в год. Это усилит переговорную позицию американской делегации в ВТО и позволит требовать от других стран аналогичных мер, но маловероятно, что удастся достигнуть компромисса по всем пунктам повестки дня Дохийского раунда. В лучшем случае речь может пойти о согласовании ряда отдельных мер: например, может получить развитие программа содействия торговле, которая инвестирует в инфраструктуру беднейших стран, для которых затраты на перемещение товаров от фабрик к портам слишком велики, чтобы ориентироваться на экспортную стратегию. Хотя эта мера уже сейчас практикуется в ВТО, но ее включение в итоговый договор по Дохийскому раунду было бы полезным. А наша страна не может содействовать прорыву в переговорах вследствие незначительной роли в мировом экспорте сельхозпродукции, которая, между прочим, была сильно подорвана прошлогодним решением правительства РФ о приостановке экспорта зерновых культур.

У партнеров




    Коллектив «Полюса» заработал благодарность президента

    Коллектив компании ПАО «Полюс» получил благодарность президента России Владимира Путина за заслуги в развитии золотодобывающей отрасли и высокие производственные показатели. «Полюс», крупнейший золотодобытчик в России и один из десяти крупнейших в мире, последовательно наращивает объем производства

    Одно из направлений в искусстве

    7-9 ноября впервые состоится Международная форум в области дизайна и архитектуры «Best for Life», который пройдет в Италии. В рамках форума организована премия «Best For Life Award» в области промышленного и цифрового дизайна, архитектуры и визуальных коммуникаций

    Открой #Моспром

    Москвичи и гости столицы стали участниками проекта «Открой#Моспром» и своими глазами увидели работу московских промышленных предприятий. Они посетили крупнейшую в Европе фабрику мороженого «Баскин Роббинс», завод известного на весь мир производителя напитков — Coca-Cola HBC Россия и многие другие точки на карте высокотехнологичной промышленности столицы

    Меньше серы, больше «цифры»

    «Норильский никель» ведет масштабную модернизацию производства, призванную существенно сократить негативное влияние на окружающую среду, и готовит к выпуску новый продукт для инвесторов — токены на металлы

    Маркировка товаров: что делать и чего ожидать бизнесу

    с 1 июля стала обязательной маркировка табака, в декабре 2019 года добавят еще четыре товарные группы. Штраф за нарушение закона о маркировке будет достигать 300 тысяч рублей
    Новости партнеров

    Tоп

    1. «Буревестник» отправят на доработку
      Авария на испытаниях новой российской крылатой ракеты неограниченной дальности ясно показала, что это оружие требует целой серии дополнительных испытаний двигательных установок, которые должны слаженно работать на всех режимах полета, в том числе при сложных маневрах, которые это изделие совершает для преодоления систем ПВО и ПРО
    2. Инвесторы разлюбили сланцевиков
      Несмотря на то, что сланцевые компании добывают рекордные объемы нефти и газа, им все труднее находить инвесторов, готовых вкладывать в них деньги.
    3. Китай может использовать иранскую нефть как оружие в торговой войне против США
      Пекин может сделать нефтяные рынки значительно более волатильными, если решит не снижать закупки иранской нефти и дальше, а увеличит их, чтобы навредить США
    Реклама