Перешли на «четверку»

Вадим Пономарев
22 декабря 2011, 14:10

Заволжский моторный завод (ЗМЗ, Нижегородская область), входящий в концерн Sollers Вадима Шевцова, сообщил, что на Ульяновский автомобильный завод (УАЗ, также входит в Sollers) поступил первый дизельный двигатель ЗМЗ-51432 стандарта «Евро-4». Таким образом, вслед за АвтоВАЗом и «Ижавто» УАЗ тоже переходит на масштабный выпуск автомобилей более высокого экологического стандарта.

Фото: ИТАР-ТАСС
Отечественные автозаводы, выпускающие легковые машины, перешли на стандарт «Евро-4»

Первым отечественным автозаводом, который начал выпускать автомобили для российского рынка с мотором «Евро-4», стал GM-АвтоВАЗ, который с декабря 2009 года полностью перешел на производство автомобилей Chevrolet Niva 1.7, отвечающих нормам токсичности «Евро-4». Затем «Ижавто», уже находясь фактически под контролем АвтоВАЗа, в конце лета объявил о том, что с 1 ноября переводит бессмертную советскую «классику» LADA 2104 и пикапы Иж-27175 на моторы стандарта «Евро-4».

А в начале этой недели и сам главный отечественный производитель легковых автомобилей – АвтоВАЗ (за 11 месяцев этого года ему удалось продать в России 535 215 автомобилей) объявил о том, что закончил перевод всего модельного ряда на экологический стандарт «Евро-4». Для этого, по сообщению тольяттинского автозавода, все автомобили LADA прошли модернизацию (за исключением LADA Granta, которая изначально разработана под стандарт «Евро-4»). Подготовка к новым эконормам началась с внедрения системы управления двигателем на базе электронно управляемой дроссельной заслонки (система «Е-газ»). Затем были оптимизированы калибровки электронного блока управления двигателем и применен катализатор с увеличенной загрузкой драгоценными металлами (при этом вазовским инженерам удалось существенно снизить в нем количество драгметаллов по сравнению с иностранными аналогами). Несмотря на то что для сертификации по новым требованиям каждая модель LADA прошла комплекс испытаний по токсичности, шуму и электромагнитной совместимости (в общей сложности более 200 тестов), переход на «Евро-4» не занял много времени. Экспортные версии LADA для поставок в Евросоюз по нормам «Евро-4» в Тольятти начали собирать еще в 2006 году. Год назад АвтоВАЗ начал выпуск экспортных трехдверных LADA 4х4 в комплектации под экологический стандарт «Евро-5», а в первом полугодии этого года по тому же стандарту на экспорт пошли Kalina и Priora. Может быть, именно поэтому переход вазовских машин с «Евро-3» на «Евро-4» не сильно сказался на их цене (куда больше по кошельку покупателя LADA ударила модернизация нефтеперерабатывающих заводов под новые экологические стандарты). Увеличение рекомендованной розничной цены на автомобили LADA в связи с введением «Евро-4» составило 2700 рублей (для «классики») и 1000 рублей (для остальных моделей).

Насколько дороже будут стоить машины Ульяновского автозавода после полного перехода УАЗа на стандарт «Евро-4», который должен состояться с нового года, пока точно не известно. Руководитель департамента руководства проектами УАЗа Анатолий Охотников нынешней осенью оценивал затраты на усовершенствование сборочных линий автозавода в 200 млн рублей. «Мы постараемся сделать так, чтобы нововведения не сильно отразились на цене», – передал слова топ-менеджера, сказанные им на торжествах по поводу 70-летия Ульяновского автозавода, «За рулем». Но конечная цена машины будет зависеть в том числе и от стоимости нового двигателя. Бензиновый двигатель стандарта «Евро-4», который Заволжский моторный завод начал, по его сообщению, серийно производить в начале декабря, отличается от своего предшественника «Евро-3» 27 оригинальными деталями, которые не затронули базовую конструкцию. «Изменения конструкции в основном коснулись электронной системы управления двигателем и ее компонентов, системы вентиляции и привода газораспределительного механизма. При этом мощностные характеристики и механические качества у него такие же, как и у двигателя "Евро-3"», – поясняют на ЗМЗ. А вот дизельный двигатель стандарта «Евро-4» с системой топливоподачи Common Rail является совершенно новым продуктом для Заволжского моторного завода. В нем применено свыше 100 оригинальных деталей и узлов, в том числе головка цилиндров, поршневая группа, топливная аппаратура, турбокомпрессор, охладитель рециркулируемых газов, клапан рециркуляции, вакуумный насос. Максимальная мощность нового двигателя увеличена с 97 лошадиных сил при 4 тыс. оборотов в минуту до 114 л.с. И понятно, что при таких характеристиках он может стать существенно дороже своих менее мощных и более «грязных» предшественников стандарта «Евро-3». Но губернатор Ульяновской области Сергей Морозов еще в начале ноября заявил, что региональное правительство в 2012 году продолжит практику субсидирования покупки «уазиков», которая снижает стоимость некоторых моделей Ульяновского автозавода на 50 тыс. рублей. И эта мера, конечно, несколько облегчит переход УАЗа на выпуск машин новых экологических стандартов.