Литий-ионный запуск

Александр Попов
8 декабря 2011, 16:40

Сегодня под Новосибирском, на территории создаваемого здесь промышленно-логистического парка, компания «Лиотех» (совместное предприятие ОАО «Роснано» и китайского холдинга Thunder Sky) запустила первый в России и крупнейший в мире завод по производству литий-ионных аккумуляторов высокой емкости. В церемонии открытия предприятия принял участие глава «Роснано» Анатолий Чубайс.

Фото: Виталий Волобуев
Совместное предприятие, созданное «Роснано» и китайской Thunder Sky, запустило завод по производству аккумуляторов

Завод, ставший крупнейшим инвестиционным проектом, реализованным в последние годы на территории Новосибирской области, был построен всего за девять месяцев. Общая площадь предприятия составила более 40 тыс. кв. м, объем инвестиций в его запуск превысил 13,5 млрд рублей, из них доля «Роснано» – 7,59 млрд рублей. И речь идет лишь о первой очереди. «Проект запущен. Я искренне рад тому, что сегодня мы открываем уникальный производственный комплекс с уникальным оборудованием», – сказал во время церемонии открытия завода Анатолий Чубайс.

Выход завода на полную мощность – 400 млн ампер-час в год – планируется на вторую половину 2013 года. Объем производства в 2012 году прогнозируется на уровне 9-10 млрд рублей, а к 2015 году может вырасти до 35-40 млрд рублей. «Если говорить о планах по мировому рынку, то сейчас можно обсуждать долю предприятия на мировом рынке в 10-15%, при условии если мы реализуем планы развития», – сказал сегодня Чубайс.

Технология литий-ионных аккумуляторов (в отличие от прежнего поколения батарей – литиевых) основана на применении в качестве основы литий-железо-фосфата, которую в «Роснано» называют прорывной. Технология действительно новая – открыли ее только в 1996 году в Техасском университете. В 1998 году была образована китайская компания Thunder Sky, ставшая лидером отрасли. Технологическое преимущество китайцев сегодня фактически не оспаривается – большинство заводов по производству литий-ионных аккумуляторов сосредоточено именно в Поднебесной.

О локализации подобного проекта в Новосибирске впервые заговорили в 2009 году, когда было подписано соответствующее российско-китайское соглашение. Новосибирск был выбран не случайно: прежде всего, город находится вблизи Китая, в 13 провинциях которого приняты программы по переводу городского транспорта на электротягу. Правда, изначально предполагалось, что завод будет располагаться на площадке Новосибирского завода химических концентратов (НЗХК, входит в структуру топливной «дочки» «Росатома» – корпорации ТВЭЛ) и включать в себя не только конечную сборку аккумуляторов, но и производство катодного вещества – одного из основных составляющих батарей. Однако в итоге предприятие решили строить на площадке промышленно-логистического парка, а сырье для сборки аккумуляторов завозить в бочках из Китая. Так что, как справедливо отмечал ранее журнал «Эксперт», завод «Лиотеха» важен лишь с точки зрения повышения экономической активности в отдельно взятом сибирском регионе. Инноваций в этом проекте пока мало.

Завод «Лиотех» будет выпускать аккумуляторы различной емкости lit2.jpg Фото: Виталий Волобуев
Завод «Лиотех» будет выпускать аккумуляторы различной емкости
Фото: Виталий Волобуев

Впрочем, Анатолий Чубайс с этим не согласен. По его словам, существовавшие до сего дня производства аккумуляторов в России давно стали «позавчерашним днем». «Мы отстали, и было ясно, что нужен масштабный прорывной проект, переводящий всю индустрию на новый технологический уровень. Сейчас речь идет о производстве, являющемся одним из лучших в мире», – вспомнил сегодня глава «Роснано».

Завод «Лиотех» будет выпускать аккумуляторы различной емкости, прежде всего, для автобусов и микроавтобусов с электродвигателями. Также батареи могут использоваться как источники бесперебойного питания в различных отраслях промышленности – от телекоммуникаций до электроэнергетики. Плановая мощность предприятия составит около 1 млн аккумуляторов в год, что позволит – в теории – оснащать ими около 5 тыс. электробусов ежегодно. Правда, на начальном этапе большая часть производимой продукции будет поставляться в Китай, где существует рынок сбыта. Чтобы этот очевидный факт не выпирал слишком уж сильно, Анатолий Чубайс подчеркивал, что и в России «есть целый ряд отраслей экономики или даже подотраслей, для которых такие литий-ионные аккумуляторы являются мощным импульсом технологического перехода». В качестве примеров он называл автомобильный транспорт. Но, конечно, пока стабильного и солидного рынка для подобного оборудования в России нет. Хотя в «Лиотехе» и сообщили, что уже заключили ряд контрактов на поставку батарей внутри страны. В частности, компания «Мобэл» (Республика Татарстан) собирается закупить аккумуляторов на 3 млрд рублей. Проявляла интерес к оснащению новым оборудованием пассажирских автобусов и мэрия Новосибирска.

На этом фоне Чубайсу пришлось говорить о глобальном. К примеру, о том, что в перспективе под Новосибирском может вообще сформироваться российский центр по производству аккумуляторов: «Вокруг основного производства будет образован целый кластер сопутствующих высокотехнологичных производств. Так, на очереди строительство завода по производству катодного материала – ключевого компонента аккумуляторов. Этот проект, подготовленный „Роснано”, мы прорабатываем с НЗХК. Затем планируется строительство производства анодных материалов, а в перспективе – полная локализация производства всех компонентов аккумулятора. Соответственно, мы говорим о создании крупнейшего в России центра аккумуляторного производства».

Ключевой вопрос здесь: организация научно-исследовательских работ, образовательная поддержка («может быть, нужно создать специализированную кафедру в университете», отметил Чубайс) и строительство в Новосибирске технологического испытательного центра. Надеяться на технологическую поддержку китайских партнеров сибирякам явно не стоит. Диспозицию в этом деле вполне четко обозначил глава Thunder Sky в России Ситв Лу: «Наш завод – это завод российского народа и китайских инженеров».

В подготовке материала принимал участие Сергей Чернышов