Замороженная труба

Москва, 08.12.2011

Фото: ИТАР-ТАСС

Болгария предложит расторгнуть договор, заключенный с Россией и Грецией в 2007 году о строительстве нефтепровода Бургас–Александруполис в обход турецких проливов. Окончательно судьба соглашения прояснится 14 декабря в Амстердаме, где пройдет заседание наблюдательного совета по проекту.

О намерении руководства страны выйти из проекта сообщил в Софии министр экономики, энергетики и туризма Болгарии Трайчо Трайков. В свою очередь, болгарское агентство Novinite со ссылкой на вице-премьера, министра финансов Симеона Дьянкова сообщает, что это решение было одобрено кабинетом министров. По его словам, Болгария будет пытаться достичь прекращения действия межправительственного соглашения по взаимному согласию, и если запрос будет отклонен, то выйдет из проекта нефтепровода через 12 месяцев, что предусматривается одним из пунктов договора.

«Нет никакой угрозы санкций, мы работали больше года с международными компаниями и адвокатскими фирмами, нет никаких шансов, что Болгария подвергнется санкциям», – заявил он. Дьянков выразил надежду, что решение болгарского правительства будет позитивно воспринято другими участниками проекта.

Пресс-секретарь «Транснефти» Игорь Демин напомнил Агентству нефтяной информации (АНИ), что 14 декабря в Амстердаме планируется провести заседание Наблюдательного совета по проекту. «Все стороны подтвердили участие, никакой информации о том, что болгарская сторона собирается разрывать договор, нам не поступало», – сказал он.

Напомним, что нефтепровод Бургас–Александруполис предполагалось проложить по территории Греции и Болгарии, чтобы снизить объем транспортировки нефти танкерами через перегруженные проливы Босфор и Дарданеллы. Пропускная способность нефтепровода протяженностью около 300 км должна была составить 35 млн тонн в год с возможностью увеличения до 50 млн тонн в год. Стоимость строительства оценивалась ранее в сумму около 1 млрд евро.

Однако после перемен в руководстве Болгарии, подписанное в 2007 году соглашение фактически не выполнялось. Болгарская сторона неоднократно отмечала, что этот проект обладает высокими экологическими рисками и невыгоден для нее. Сроки утверждения оценки воздействия на окружающую и социальную среду (ОВОС) по нефтепроводу неоднократно переносились.

Долг Болгарии в рамках проекта на начало года составлял 7,3 млн евро.  В прошлом году бывший премьер-министр Болгарии Сергей Станишев говорил, что стране могут грозить штрафные санкции в размере 500 млн евро в случае выхода из проекта.

«Реализации проекта препятствуют внутриполитические проблемы и внешнеполитическая позиция Болгарии, финансовые проблемы Греции, да и Евросоюза в целом. Кроме этого, Болгария заявляет об экономической нецелесообразности этого проекта: доход в 35-40 млн долларов в год неадекватен возникающим экологическим рискам, – говорит руководитель департамента оценки и инвестиционного проектирования АКГ „МЭФ-Аудит" Дмитрий Трофимов. – При таком внешнем фоне вероятность реализации проекта очень низка».

По словам аналитика, задолженность Болгарии в сравнении с инвестзатратами на весь проект невелика – менее 10 млн.евро. «Сам факт того, что Болгария обсуждает с „международными” юристами возможность не платить, характеризует страну как партнера, не соблюдающего деловые договоренности, – считает он. – Юридические издержки на возврат этой суммы могут оказаться соизмеримыми с самой задолженностью, вероятно, на это болгарская сторона и рассчитывает, репутационные риски во внимание не принимаются».

Невозможность реализации данного проекта каких-либо серьезных проблем для российского экспорта не создаст, полагает Трофимов, поскольку южное направление традиционно занимает около 15% в российском экспорте и существующих транспортных возможностей пока хватает для этого направления.

Старший инженер Инжиниринговой компании 2К Андрей Правдин напоминает, что проект Бургас–Александруполис застопорился уже давно. «При этом интерес к трубопроводу потеряла не только Болгария, но и фактически Россия, – отмечает он. – Если сравнивать с „Южным потоком”, который также идет через Болгарию, Бургас–Александруполис на высшем правительственном уровне практически не продвигается. Конечно, газовый и нефтяной рынок в Европе и их значение для региона сравнивать нельзя, однако тот факт, что российские власти охладели к нефтепроводу, становится все более очевидным».

По мнению аналитика, закрытие проекта Бургас–Александруполис – это проблема прежде всего для каспийской нефти. «Болгарский трубопровод строился под расширение КТК. Впрочем, есть целый ряд альтернативных проектов, которые позволят не увеличивать загрузку турецких проливов, – говорит он. – Помимо нефтепровода Самсун–Джейхан есть еще Одесса–Броды, кроме того, Турция заявляла о возможности строительства нового искусственного пролива».

«В последнее время болгары скорее не хотят, чем не могут принять участие в реализации этого проекта. Небольшой подвижкой было только недавнее согласование экологических параметров, а в остальном позиция руководства Болгарии прямо указывает на то, что реализация этого проекта будет заморожена, – отмечает эксперт ФГ БКС Богдан Зыков. – На мой взгляд, это скорее политическое решение, чем экономическое. Предыдущее руководство Болгарии видело данный проект перспективным в экономическом плане, а текущее придерживается, по сути, противоположной точки зрения. Впрочем, нельзя исключать, что Болгария просто считает рискованным участие в подобном проекте в свете осложнения долгового кризиса в Европе и кризисных прогнозов».

Аналитик считает, что задолженность Болгария погасит. «Как правило, подобные проекты сопровождаются определенными гарантиями, подкрепленными юридически на международном уровне, так что просто хлопнуть дверью, оставив с носом бывших партнеров по проекту, уже вложивших значительные средства, у Софии не получится, – полагает он. – Надо отметить, что для России проект Бургас–Александруполис уже не так актуален, как в том же 2007 году, так как она снизила объем экспорта нефти в южном направлении из-за роста пропускной способности трубопроводной системы. Нельзя исключать варианта, при котором этот проект будет реализован с участием другой страны – Румынии, которая находится севернее Болгарии. Правда, это заняло бы еще несколько лет согласований и обошлось бы заметно дороже. Безусловно, если Болгария действительно выйдет из проекта Бургас–Александруполис, переговорные позиции России с Турцией по нефтепроводу Самсун–Джейхан заметно ослабнут».

Содиректор аналитического отдела «Инвесткафе» Григорий Бирг напоминает, что Россия в октябре 2009 года согласилась на сотрудничество с Турцией в строительстве выгодного для Анкары трубопровода Самсун–Джейхан. «Проект невыгоден России, так как усиливает значимость трубопровода Баку–Тбилиси–Джейхан, построенный как альтернативный путь поставки центральноазиатской нефти в Европу, – говорит он. – Самсун–Джейхан начинал строиться вместо российского проекта Бургас–Александруполис, как альтернатива танкерной транспортировке нефти через проливы».

Перегруженность Босфора затрудняет экспорт не только российской нефти, но и нефти Каспия среднеазиатских стран, отмечает аналитик. «Учитывая нужду в альтернативе морскому пути, реализация как минимум одного из двух проектов должна была состояться. Теперь же осталась всего одна альтернатива – Самсун–Джейхан, но, учитывая отказ Болгарии от сотрудничества по конкурирующему проекту, переговорная позиция России с Турцией заметно ослабла, – считает Григорий Бирг. – Москва пыталась надавить на Анкару по ряду важных вопросов по реализации проекта Самсун–Джейхан. В том числе о наполнении трубы и, самое главное, о тарифах. Тариф на транспортировку по трубе Самсун–Джейхан должен быть сопоставим или немногим выше стоимости транспортировки нефти танкером (около 5 долларов за тонну), лишь тогда российская сторона пошла бы на дальнейшие соглашения. Но Турция предлагала невыгодные условия и вдобавок не спешила содействовать России в строительстве „Южного потока”, в результате чего реализация проекта остановилась».

В свою очередь, генеральный директор компании «Финэкспертиза» Агван Микаелян не имеет стопроцентной уверенности в том, что проект нефтепровода Бургас–Александруполис не будет реализован, учитывая тот негатив, который окружает в настоящее время европейскую экономическую зону. «А если взять в расчет напряженность вокруг ближневосточного региона, можно прогнозировать рост стоимости нефти, а тогда и ее транспортировка будет иметь совершенно другую цену, – говорит он. – Сопоставление всех рисков и возможностей, которые получает Болгария от Бургас–Александруполис, подвергает сомнениям целесообразность сворачивания проекта. Это если не касаться внутриполитических мотивов. Тем более что 7 млн евро – не такая великая сумма, если рассматривать ее в масштабах стоимости всего проекта, чтобы из-за этого могли начаться серьезные проблемы между нашими странами».

Аналитик не считает. что если проект свернется, то это как-то глобально повлияет на экспорт российской нефти в южном направлении. «Мы видим, что юг испытывает сегодня наиболее серьезные финансовые трудности и что в ближайшие годы именно у юга наименьшие перспективы получить какой-то экономический взлет. В 2007 году, когда был подписан договор, ситуация была несколько иной, – полагает он. – И позиции проекта Бургас–Александруполис, на мой взгляд, ничем не отличаются от Самсун–Джейхан. То есть одновременно с проблемами по проектам существуют не менее существенные факторы, говорящие в пользу их реализации. Да, безусловно, в текущих экономических условиях у многих стран есть желание приостановить какие-то масштабные инвестпроекты, но как-то особо выделять из этого ряда проект Бургас–Александруполис я бы не стал».

Роман Беседовский, управляющий фондом «Финам нефтегаз», не сомневается в срыве проекта. «Мне кажется, здесь замешана и политика, и экономика. Страны европейской периферии в условиях обострения долгового кризиса вынуждены экономить, не имея для инвестиций ни собственных ресурсов и не имея возможности привлекать заемное финансирование ввиду бюджетных проблем, – говорит он. – С другой стороны, в сотрудничестве с Россией не заинтересован ряд влиятельных политических сил, о чем свидетельствует невозможность России согласовывать с Болгарией проект еще и до наступления экономических проблем».

Аналитик напоминает, что «Транснефть» летом текущего года на фоне отсутствия прогресса в переговорах уже заявляла о своей готовности выйти из проекта Бургас–Александропулис. «С учетом „фактора Болгарии” оптимальным альтернативным вариантом для России мог бы стать проект Самсун–Джейхан, строительство которого более экономически оправданно с учетом того факта, что в июле пропускная способность КТК была удвоена, однако высокая загруженность турецких проливов не позволяет пропорционально увеличить объемы экспорта сырья из России», – отмечает он.

Относительно погашения болгарской задолженности Роман Беседовский не берется делать определенные прогнозы. «Тот же болгарский министр Трайков весной текущего года заявлял о том, что Болгария всегда исполняет международные обязательства и не собирается отходить от данного принципа, – напоминает аналитик. – Однако с учетом сложной финансово-экономической ситуации в стране Болгария, вероятнее всего, будет стремиться затягивать переговорный процесс по обязательствам перед Россией, будет избегать предоставления каких-либо гарантий по выплатам, доведя ситуацию, таким образом, до международного судебного разбирательства. Это позволит стране как минимум выиграть время. Хотя рациональным решением для Болгарии, на мой взгляд, было бы достижение договоренностей с Россией по рассрочке/переносу платежей».

У партнеров




    Цена блокировки

    Дело экс-мэра Владивостока Игоря Пушкарева переросло из уголовного в гражданское. Цена вопроса — 3,2 млрд рублей. Пока идет суд, под угрозу поставлена строительная отрасль Дальнего Востока

    Коллектив «Полюса» заработал благодарность президента

    Коллектив компании ПАО «Полюс» получил благодарность президента России Владимира Путина за заслуги в развитии золотодобывающей отрасли и высокие производственные показатели. «Полюс», крупнейший золотодобытчик в России и один из десяти крупнейших в мире, последовательно наращивает объем производства

    Одно из направлений в искусстве

    7-9 ноября впервые состоится Международная форум в области дизайна и архитектуры «Best for Life», который пройдет в Италии. В рамках форума организована премия «Best For Life Award» в области промышленного и цифрового дизайна, архитектуры и визуальных коммуникаций

    Открой #Моспром

    Москвичи и гости столицы стали участниками проекта «Открой#Моспром» и своими глазами увидели работу московских промышленных предприятий. Они посетили крупнейшую в Европе фабрику мороженого «Баскин Роббинс», завод известного на весь мир производителя напитков — Coca-Cola HBC Россия и многие другие точки на карте высокотехнологичной промышленности столицы

    Меньше серы, больше «цифры»

    «Норильский никель» ведет масштабную модернизацию производства, призванную существенно сократить негативное влияние на окружающую среду, и готовит к выпуску новый продукт для инвесторов — токены на металлы
    Новости партнеров

    Tоп

    1. О чем молчит глубинный народ
    2. Второе дыхание «Одного пояса, одного пути»
      По оценкам Всемирного банка, уже построены или находятся в процессе строительства железные дороги и автострады, порты и множество других проектов общей стоимостью 575 млрд долларов
    3. Последний звонок: такого не было в США 12 лет
      Событие, которого так долго ждали, наконец произошло. И хотя назвать точную дату прихода рецессии в США не может никто, сейчас очевидно, что она может нагрянуть в любой момент
    Реклама