Автопром ждут нелегкие времена

Москва, 12.01.2012
«Эрнст энд Янг» опубликовал прогноз развития мировой автопромышленности в 2012 году. Эксперты прогнозируют умеренные темпы роста сектора, сопоставимые с 2011 годом, в котором подъем составил 3%.

Фото: picvario.com

Джеф Хеннинг, руководитель международного направления «Эрнст энд Янг» по оказанию услуг компаниям автомобильной промышленности, отметил: «2011-й стал еще одним непростым годом для международной автомобильной промышленности как в индустриально развитых, так и странах с развивающейся рыночной экономикой. Этому в немалой степени способствовали наводнение в Таиланде и землетрясение в Японии, последствия которых наложились на снижение спроса в результате замедления международной экономики».

В 2012 году, считают эксперты, основное влияние на отрасль окажут пять факторов. Одним из основных источников беспокойства станет охлаждение развивающихся рынков. Но, возражает директор аналитического департамента ИГ «Норд-капитал» Владимир Рожанковский, «похоже, эксперты недооценивают роль развивающихся рынков. Китайские автопроизводители рассчитывали быстро завоевать родного потребителя, чего им, как и российским компаниям, сделать не удалось, – говорит он. – В результате Китай ездит в основном на машинах Японии, Кореи, Германии, Франции, Италии и США, и это обстоятельство делает отрасль одной из самых привлекательных и наиболее динамичных. Мы полагаем, что, пока в развивающихся странах не будет достигнута планка владения одним автомобилем сроком эксплуатации от года до пяти лет на одну семью (а это как минимум пять-семь лет в запасе), темпы роста автомобильной промышленности будут выше, чем у рынка в целом, и составят в целом по отрасли 8-12% в год».

Вторая тенденция, отмеченная «Эрнст энд Янг», – на автомобильных рынках индустриально развитых европейских стран следует ожидать вялой реализации, обусловленной кризисом суверенного долга. Перспективы же увеличения продаж на рынке США неочевидны. Несмотря на сделанные ранее прогнозы о восстановлении в 2012 году производства и реализации на указанных рынках до уровня 2007 года, ожидать его теперь приходится не раньше середины текущего десятилетия. По словам аналитика ИФК «Солид» Елены Юшковой, растущая безработица и общая неуверенность в будущем заставляют европейцев и американцев откладывать покупку новых автомобилей. В 2012 году производство автомобилей в мире продолжит расти, но рост будет вялым, уверена эксперт, – около 1,3%. Из-за кризиса в странах ЕС будет продано на 300-400 тыс. машин меньше, чем в 2011-м. Помимо нестабильной экономической ситуации рост продаж автомобилей будет ограничиваться насыщением рынка в результате масштабного увеличения продаж автомобилей в последние несколько лет.

Впрочем, не стоит забывать, что мировой автопром показал на удивление сильные результаты в 2011 году. Выручка таких автомобильных гигантов, как «Фольксваген», БМВ, «Даймлер» и даже GM, выросла на 15-28%, что никак не увязывается со страшилкой «второго дна» и последствий замедления экономики в еврозоне. В 2011 году мировая автомобильная промышленность выросла до рекордных за всю историю автомобилестроения размеров. За год было выпущено 75 млн автомобилей. Так что этот фактор в глазах экспертов выглядит достаточно спорным.

Третий фактор, по мнению «Эрнст энд Янг», – цепочка поставок будет испытывать влияние роста конкуренции за долю рынка между производителями оригинального оборудования. Поставщики будут ощущать рост конкуренции в операционной и финансовых сферах. Можно также ожидать, что международная автомобильная промышленность полностью восстановится после двух природных катастроф: землетрясения в Японии и наводнения в Таиланде, ставших причиной значительного сокращения производства автомобилей и частей в предыдущие месяцы. Указанные катастрофы привели к сокращению запасов, но открыли перед компаниями возможность оценить размещение производственных мощностей и внедрить процессы реагирования на возможные нарушения поставок в будущем. Еще одной из проблем для поставщиков будет неопределенность цен на сырье.

В целом же, уверены в «Эрнст энд Янг», в 2012 году следует ожидать сохранения основных тенденций, проявившихся в отрасли в прошедшем году. Так, несмотря на сохранение слабого спроса, продолжится сотрудничество производителей оригинального оборудования в области разработки новых автомобильных платформ и автомобилей с низкой эмиссией в результате усиления регулирования. При том что прогнозы доходов находятся в диапазоне от стабильного до благоприятного, большинство автомобильных компаний будет стремиться к устойчивому рентабельному росту. Сохранится фокус на повышении надежности и эластичности цепочки поставок. Вялый рост активности на рынке IPO в 2011 году по сравнению с предыдущим годом сохранится в 2012 году. При этом отмечается «удивительная заинтересованность руководителей автокомпаний к заключению M&A-сделок в следующие 12 месяцев».

Что же касается непосредственно российского автопрома, то в 2011 году существенную роль тут сыграла господдержка автопрома, напоминает аналитик «Инвесткафе» Кирилл Маркин. Со старта утилизации старых легковых автомобилей в 2010 году рынок значительно прибавил в объемах и продолжал расти за счет действия программы вплоть до ее отмены в июле 2011-го. Однако дальнейшая динамика подтверждает, что в 2012-м отечественный автомобильный рынок ждет серьезное испытание. По прогнозам эксперта, рост продаж новых легковых и легких коммерческих авто год к году по итогам 2012 года в России составит порядка 14-16% в лучшем случае. Это обусловлено текущей нестабильностью макроэкономической системы и, как следствие, снижением покупательной способности населения. В условиях, когда нет ясности относительно разрешения долговых проблем ЕС и США, а перспективы 2012-го продолжают оставаться туманными, сложно представить себе динамичное восстановление российского рынка в текущем году.

У партнеров




    «Киберзащите промышленности нужны глобальные решения»

    Директор департамента защиты информации и IT-инфраструктуры «Норникеля» Дмитрий Григорьев — о применении информационных технологий и коммуникаций в мирных целях

    Маркировка товаров: что делать и чего ожидать бизнесу

    с 1 июля стала обязательной маркировка табака, в декабре 2019 года добавят еще четыре товарные группы. Штраф за нарушение закона о маркировке будет достигать 300 тысяч рублей

    "Персонализация каналов продаж в ритейле"

    Компания «Той.ру» одна из первых внедрила в рознице омниканальную систему обслуживания клиентов. Учредитель сети Алиса Лобанова поясняет, чем этот опыт может быть полезен другим ритейлерам

    ММК признан одной из самых прибыльных для инвесторов металлургических компаний в мире

    Флагман отечественной металлургии вошел в топ-5 лидеров отрасли по показателю совокупной акционерной прибыли

    Продается завод металлоконструкций в Красноярском крае

    Действующее предприятие с многолетней историей - Восточно-Сибирский завод металлоконструкций (г. Назарово, мкрн Промышленный узел, 8) выставлен на торги.
    Новости партнеров

    Tоп

    1. Вашингтон занервничал: Россия готова присоединиться к системе платежей Instex
      Европа включилась в борьбу с засильем американского доллара, помочь в этом ей может Москва
    2. На фестивале Усадьба Jazz в Доброграде 27-28 июля выступит Леонид Агутин, Евгений Маргулис, Мариам Мерабова, Billy’s Band и другие!
      27-28 июля фестиваль Усадьба Jazz во второй раз пройдет в Доброграде. В прошлом году фестиваль посетили более 5000 человек, а в этом году гостей будет еще больше, ведь в музыкальной программе фестиваля только самые любимые артисты.
    3. «Шок и трепет»: финансовые власти США готовят сюрприз
    Реклама