Автопром ждут нелегкие времена

Москва, 12.01.2012
«Эрнст энд Янг» опубликовал прогноз развития мировой автопромышленности в 2012 году. Эксперты прогнозируют умеренные темпы роста сектора, сопоставимые с 2011 годом, в котором подъем составил 3%.

Фото: picvario.com

Джеф Хеннинг, руководитель международного направления «Эрнст энд Янг» по оказанию услуг компаниям автомобильной промышленности, отметил: «2011-й стал еще одним непростым годом для международной автомобильной промышленности как в индустриально развитых, так и странах с развивающейся рыночной экономикой. Этому в немалой степени способствовали наводнение в Таиланде и землетрясение в Японии, последствия которых наложились на снижение спроса в результате замедления международной экономики».

В 2012 году, считают эксперты, основное влияние на отрасль окажут пять факторов. Одним из основных источников беспокойства станет охлаждение развивающихся рынков. Но, возражает директор аналитического департамента ИГ «Норд-капитал» Владимир Рожанковский, «похоже, эксперты недооценивают роль развивающихся рынков. Китайские автопроизводители рассчитывали быстро завоевать родного потребителя, чего им, как и российским компаниям, сделать не удалось, – говорит он. – В результате Китай ездит в основном на машинах Японии, Кореи, Германии, Франции, Италии и США, и это обстоятельство делает отрасль одной из самых привлекательных и наиболее динамичных. Мы полагаем, что, пока в развивающихся странах не будет достигнута планка владения одним автомобилем сроком эксплуатации от года до пяти лет на одну семью (а это как минимум пять-семь лет в запасе), темпы роста автомобильной промышленности будут выше, чем у рынка в целом, и составят в целом по отрасли 8-12% в год».

Вторая тенденция, отмеченная «Эрнст энд Янг», – на автомобильных рынках индустриально развитых европейских стран следует ожидать вялой реализации, обусловленной кризисом суверенного долга. Перспективы же увеличения продаж на рынке США неочевидны. Несмотря на сделанные ранее прогнозы о восстановлении в 2012 году производства и реализации на указанных рынках до уровня 2007 года, ожидать его теперь приходится не раньше середины текущего десятилетия. По словам аналитика ИФК «Солид» Елены Юшковой, растущая безработица и общая неуверенность в будущем заставляют европейцев и американцев откладывать покупку новых автомобилей. В 2012 году производство автомобилей в мире продолжит расти, но рост будет вялым, уверена эксперт, – около 1,3%. Из-за кризиса в странах ЕС будет продано на 300-400 тыс. машин меньше, чем в 2011-м. Помимо нестабильной экономической ситуации рост продаж автомобилей будет ограничиваться насыщением рынка в результате масштабного увеличения продаж автомобилей в последние несколько лет.

Впрочем, не стоит забывать, что мировой автопром показал на удивление сильные результаты в 2011 году. Выручка таких автомобильных гигантов, как «Фольксваген», БМВ, «Даймлер» и даже GM, выросла на 15-28%, что никак не увязывается со страшилкой «второго дна» и последствий замедления экономики в еврозоне. В 2011 году мировая автомобильная промышленность выросла до рекордных за всю историю автомобилестроения размеров. За год было выпущено 75 млн автомобилей. Так что этот фактор в глазах экспертов выглядит достаточно спорным.

Третий фактор, по мнению «Эрнст энд Янг», – цепочка поставок будет испытывать влияние роста конкуренции за долю рынка между производителями оригинального оборудования. Поставщики будут ощущать рост конкуренции в операционной и финансовых сферах. Можно также ожидать, что международная автомобильная промышленность полностью восстановится после двух природных катастроф: землетрясения в Японии и наводнения в Таиланде, ставших причиной значительного сокращения производства автомобилей и частей в предыдущие месяцы. Указанные катастрофы привели к сокращению запасов, но открыли перед компаниями возможность оценить размещение производственных мощностей и внедрить процессы реагирования на возможные нарушения поставок в будущем. Еще одной из проблем для поставщиков будет неопределенность цен на сырье.

В целом же, уверены в «Эрнст энд Янг», в 2012 году следует ожидать сохранения основных тенденций, проявившихся в отрасли в прошедшем году. Так, несмотря на сохранение слабого спроса, продолжится сотрудничество производителей оригинального оборудования в области разработки новых автомобильных платформ и автомобилей с низкой эмиссией в результате усиления регулирования. При том что прогнозы доходов находятся в диапазоне от стабильного до благоприятного, большинство автомобильных компаний будет стремиться к устойчивому рентабельному росту. Сохранится фокус на повышении надежности и эластичности цепочки поставок. Вялый рост активности на рынке IPO в 2011 году по сравнению с предыдущим годом сохранится в 2012 году. При этом отмечается «удивительная заинтересованность руководителей автокомпаний к заключению M&A-сделок в следующие 12 месяцев».

Что же касается непосредственно российского автопрома, то в 2011 году существенную роль тут сыграла господдержка автопрома, напоминает аналитик «Инвесткафе» Кирилл Маркин. Со старта утилизации старых легковых автомобилей в 2010 году рынок значительно прибавил в объемах и продолжал расти за счет действия программы вплоть до ее отмены в июле 2011-го. Однако дальнейшая динамика подтверждает, что в 2012-м отечественный автомобильный рынок ждет серьезное испытание. По прогнозам эксперта, рост продаж новых легковых и легких коммерческих авто год к году по итогам 2012 года в России составит порядка 14-16% в лучшем случае. Это обусловлено текущей нестабильностью макроэкономической системы и, как следствие, снижением покупательной способности населения. В условиях, когда нет ясности относительно разрешения долговых проблем ЕС и США, а перспективы 2012-го продолжают оставаться туманными, сложно представить себе динамичное восстановление российского рынка в текущем году.

Новости партнеров

Новости партнеров

Tоп

  1. Китай наносит удар по ослабевшему доллару
    Падение стоимости доллара дает Китаю отличную возможность нанести сокрушительный удар по главному оружию геополитического противника
  2. Рубль и невидимая рука рынка: что стоит за обвалом национальной валюты?
    Падение курса рубля последовавшее за очередным заседанием ЦБ РФ, вызвало много разговоров, в том числе о девальвации. Однако главный фактор, влияющий на динамику рубля, остался неизменным
  3. Правительство снимет лекарственную зависимость
    Перечень стратегически значимых лекарств, которые должны производиться в России, будет расширен. Количество наименований вырастет почти вчетверо. Но как будет выглядеть это расширение не на бумаге, а в реальной жизни?
Реклама