Конец распродаж

Вадим Пономарев
12 января 2012, 15:01

Нефтехимический холдинг СИБУР сообщил о том, что 29 декабря 2011 года закрыл сделку по продаже своей шинной «дочки» - «СИБУР - Русские шины» (СРШ). Покупателем выступила группа инвесторов, в число которых входит менеджмент СРШ и Вадим Гуринов, на протяжении семи лет возглавлявший шинный бизнес СИБУРа.

Фото: ИТАР-ТАСС, PDA
СИБУР продал последний непрофильный актив – СИБУР-Русские шины

Компания Леонида Михельсона закончила грандиозную распродажу своего «непрофильного» имущества, которая началась в середине декабря прошлого года. 14 декабря крупнейший отечественный нефтехимический холдинг объявил о том, что закрыл сделку по продаже Кировского шинного завода совместному предприятию (СП) итальянского шинного концерна Pirelli и российской госкорпорации «Ростехнологии» (сделка по продаже СИБУРом этому СП Воронежского шинного завода еще на закрыта, но процесс носит уже технический характер). 21 декабря СИБУР объявил о продаже своей «дочки» по производству минеральных удобрений «СИБУР – Минеральные удобрения» «Сибирскому деловому союзу». Двумя днями позднее «Уралхиму» Дмитрия Мазепина продан контроль над пермскими «Минеральными удобрениями», и тем самым был окончательно погашен конфликт, который тлел между стратегическими акционерами этого экспортно-ориентированного производителя аммиака и карбамида с 2007 года. 29 декабря, как уже было сказано, была продана и шинная «дочка» нефтехимического холдинга, которую несколько «почистили» перед сделкой. «СИБУР-Волжский» (предприятие по производству синтетического корда), ранее входивший в СРШ, был продан «Газпром строй ТЭК Салавату», Волжский азотно-кислородный завод, специализирующийся на производстве технических газов, – группе РОЭЛ. Еще раньше был продан саранский завод «Резинотехника». «Снижавшие общую эффективность шинного холдинга непрофильные активы проданы заинтересованным отраслевым игрокам по рыночной стоимости», – объяснили смысл этих преобразований новые хозяева «СИБУР – Русских шин».

«Больше непрофильных активов у СИБУРа не осталось», – подчеркнули «Эксперту Online» в СИБУРе. И сейчас нефтехимический холдинг может более продуктивно сосредоточиться на развитии крупнотоннажных нефтехимических производств. «СИБУР максимально эффективно вышел из непрофильных активов по производству шин и минеральных удобрений. Мы надеемся на продолжение взаимовыгодного партнерства с новыми собственниками по поставкам сырья. Новая конфигурация компании позволит сосредоточиться на развитии основного нефтехимического бизнеса, связанного с газопереработкой, производством полимеров, синтетического каучука и продукции органического синтеза», – заявил генеральный директор СИБУРа Дмитрий Конов.

Доподлинно не известно, что именно толкнуло топ-менеджера СИБУРа и генерального директора «СИБУР – Русских шин» Вадима Гуринова с сотоварищи выкупить Ярославский шинный завод, «Омскшину», «Кордиант-Восток» и «Волтайр-пром», которые сейчас входят в периметр СРШ, за сумму, как предполагают аналитики, до полумиллиона долларов (официальная стоимость сделки не раскрывается). «После решения СИБУРа выйти из непрофильного бизнеса Вадим Гуринов начал поиск инвесторов для выкупа "СИБУР – Русских шин" с целью сохранения нынешнего пути развития компании. Менеджмент поддержал эту идею, так как уверен в способности компании стать одним из самых эффективных российских производителей шин, знает, как реализовать этот потенциал», – заявил на эту тему замгендиректора СРШ Дмитрий Соков, который тоже, видимо, стал одним из инвесторов этой сделки.

Однако известно другое – последние семь лет топ-менеджмент шинной «дочки» СИБУРа настойчиво пытался сделать из крупного, но российского производителя шин холдинг мировой величины. Для этого, в частности, СРШ три года (с марта 2008-го) с помощью своей материнской компании пытался установить контроль над производственными мощностями третьего по величине (после СРШ и «Нижнекамскшины») производителя шин в России – российско-голландского шинного холдинга Amtel-Vredestein (AV), который в это время уже «утонул» в долгах. «Сейчас мы находимся в конце мировой двадцатки крупнейших производителей шин. После такого слияния у российской компании появится реальный шанс попасть в десятку не только по показателям выручки, но и по разнообразному ассортиментному ряду, который будет представлен современной продукцией. Это не значит, что у Amtel вся продукция только современная, а у нас – лишь экономкласса. На сегодняшний день самый успешный российский бренд, близкий к классу премиум, – это наши шины Cordiant. За счет предприятий Amtel мы сможем выпускать их больше, догоняя тем самым ведущих иностранных производителей шин за счет объема продукции, близкой к премиальному классу. Конечно, первую мировую пятерку нам практически уже не догнать, но в первой десятке хотя бы одна российская компания должна быть», – делился с «Экспертом Online» в разгар «сражения» за контроль над долгами AV планами создания объединенной российской шинной компании замглавы СРШ Игорь Караваев. В конце концов СИБУР получил контроль над Кировским и Воронежским шинными заводами Amtel, которые в «добанкротное время» выпускали 17% легковых, 7% грузовых и 34% легкогрузовых шин в стране. Но достались они не «СИБУР – Русским шинам», а за 222 млн евро были проданы СП Pirelli–«Ростехнологии». А объединенную российскую шинную компанию было решено создавать путем организации совместного предприятия СРШ и «Нижнекамскшины» (НКШ, контролируется «Татнефтью»), которые совокупно выпускают более трети шин на российском рынке. Контрольный пакет этого СП должен был принадлежать НКШ, но Гуринов и на это согласился, поскольку оперативное управление объединенной компанией должно было осуществляться, по крайней мере на первом этапе, топ-менеджментом «СИБУР – Русских шин», а в сделке обещалось участвовать то же СП Pirelli–«Ростехнологии». Предполагалось, что итальянцы будут делиться своими технологиями, а российская госкорпорация – обеспечивать сбыт продукции через свое влияние на автозаводах – АвтоВАЗе и КамАЗе.

Однако уже прошлым летом ряд татарстанских изданий со ссылкой на топ-менеджмент «Татнефть-Нефтехима» (управляет «Нижнекамскшиной») сообщили о том, что вопрос слияния шинных активов СИБУРа и «Татнефти» «уже неактуален», напрямую увязывая это с началом процесса переговоров о продаже СРШ топ-менеджменту шинной «дочки» СИБУРа. И сейчас, когда информация о том, что «СИБУР – Русские шины» проданы, подтвердилась официально, крайне маловероятно, что Вадим Гуринов с сотоварищи согласятся объединяться с «Нижнекамскшиной» на прежних условиях.

Новые хозяева СРШ уже объявили о том, что на предприятиях шинного холдинга будет продолжена модернизация, которая приведет к упрочению его позиций и на Западе, и на Востоке. «Флагманом компании на западном направлении является Ярославский шинный завод, находящийся в активной инвестиционной фазе. В 2012 году мощности завода по выпуску современных ЦМК-шин будут расширены до 1 млн штук в год за счет запуска новейших мощностей на 650 тыс. штук ежегодно. Восточным форпостом компании станет производственная площадка в Омске, состоящая из "Омскшины" и "Кордиант-Востока". За счет интеграции двух предприятий их производственная и финансовая эффективность существенно вырастет. "Волтайр-пром" станет ведущим российским центром производства сельскохозяйственных и индустриальных шин. Разработкой новых моделей шин, рецептов смесей, производственных процессов продолжит заниматься НТЦ "Интайр". Испытательной площадкой компании станет модернизируемый в соответствии с европейскими требованиями полигон ООО «ШИЦ Вершина», – обозначили направления своего развития «СИБУР – Русские шины».

Однако реализация этих амбициозных намерений будет происходить в более сложных рыночных условиях, чем четыре и даже два года назад. С одной стороны, рынок с начала 2009 года растет. Консолидированная выручка СРШ в 2010 году составила 26,4 млрд рублей (+31% по сравнению с 2009 годом). В тот год «русские шинники» произвели 8,7 млн шин, в том числе 5,7 млн легковых и легкогрузовых шин, 2,9 млн шин для коммерческого транспорта и 0,1 млн других шин (авиашины, массивные шины и др.), заняв (в ценовом выражении) 15,3% на российском рынке автомобильных шин. А доля брендированной продукции (Cordiant, TYREX) в структуре продаж холдинга в натуральном выражении в тот год увеличилась до 42%, доля экспорта – до 22%. Данные по производству и потреблению шин в России в 2011 году пока неизвестны. Но продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей (LCV) в нашей стране в прошлом году выросли на 39% по сравнению с 2010 годом.

Но хорошо для СРШ, если СП Pirelli–«Ростехнологии» будет развивать на Воронежском и Кировском шинных заводах производство легковых покрышек только премиум-класса. Однако более вероятно, что итальянцы при их-то нынешних производственных мощностях в России (совокупно до 11 млн штук покрышек в год) «спустятся» в субпремиальный сегмент, составив прямую конкуренцию «русским шинникам». Продолжают расширять производство легковых шин в России Nokian, Michelin, строит свой шинный завод Yokohama. Производство же ЦМК-покрышек для грузового автотранспорта, на которые надеются в СРШ, развивая это направление в Ярославле, еще в конце 2009 года в Нижнекамске запустила «Татнефть». С другой стороны, в России вскоре ожидается рост производства самолетов, военной наземной техники и спецмашин (то есть та ниша, где СРШ практически монопольно производит в нашей стране соответствующие шины), а при необходимости «русские шинники» всегда смогут обратиться к своей бывшей материнской компании – СИБУРу за товарным кредитом в виде синтетического каучука.