Аэропорт Уфы нашел инвестора

Москва, 20.01.2012

Фото: airportufa.ru

Правительство Республики Башкортостан (РБ) озвучило планы по развитию ОАО «Международный аэропорт Уфа». В его реконструкцию до 2030 года планируется вложить около 22 млрд рублей. До 15 февраля власти республики рассчитывают разработать форму для привлечения частного инвестора, который, похоже, уже определен – холдинг «Новапорт».

Перспективы развития аэропорта Уфы, который входит в десятку крупнейших в России, обсуждались 18 января на заседании президиума правительства Башкирии. Этот актив до сих целиком принадлежит республике, что неудивительно – при бывшем президенте Муртазе Рахимове власти собственностью не разбрасывались. При новом главе Башкортостана Рустэме Хамитове республика становится все более открытой для сторонних инвесторов. Неудивительно, что на заседании президиума башкирского кабинета министров присутствовал и топ-менеджмент «Новапорта». Этот холдинг, как известно, управляет аэропортовыми активами предпринимателя Романа Троценко, ныне – президента Объединенной судостроительной корпорации.

Председатель Госкомитета РБ по транспорту и дорожному хозяйству Ильяс Муниров рассказал, что в 2010 году аэропортом Уфы было обслужено более 1,51 млн пассажиров (рост к 2009 году – 23%), за прошлый год – более 1,7 млн (рост на 11,6%, в том числе на внутренних линиях 1,25 млн пассажиров, прирост 14%). Анализ пассажирооборота на внутренних авиалиниях показывает, что ежегодное увеличение объемов составляет 15%. Лишь сектор обслуживания международных рейсов достиг предела пропускной способности – резервов для дальнейшего увеличения объемов пассажиропотока здесь не осталось. Более 40 авиакомпаний, в том числе зарубежных, перевозят пассажиров и грузы через Уфу в три десятка городов России, стран СНГ и дальнего зарубежья. Аэропорт имеет две взлетно-посадочные полосы, активно модернизируется и переоснащается современной техникой. По словам Мунирова, одним из преимуществ аэропорта является также самая низкая (в среднем на 8,5-14%) стоимость топлива в Приволжском и Уральском федеральных округах (благодаря наличию трубопровода, протянутого от Ново-Уфимского нефтеперерабатывающего завода до самого аэропорта).

Кроме того, аэропорт приносит прибыль. По предварительным данным, по итогам прошлого года объем услуг, оказанных предприятием, составил 2,24 млрд рублей (рост к 2010 году – 10%), прибыль – более 41 млн рублей. «Однако в развитии аэропорта имеется очень много нерешенных вопросов, которые предстоит выполнить в ближайшие годы», – заявил Муниров. Прежде всего речь идет об увеличении резервов пропускной способности аэропортового комплекса, в первую очередь аэровокзального, с перспективой строительства нового терминала и расширению неавиационных видов деятельности. Именно это сегодня сдерживает рост объемов перевозок, особенно международных. Необходимо будет реконструировать и взлетно-посадочные полосы (планируется привлечение средств из федерального бюджета на развитие аэродромного комплекса в объеме 4,6 млрд рублей).

Генеральный план развития международного аэропорта Уфа до 2030 года, разработанный компанией Airport Consulting Vienna GmbH, предполагает инвестиции в размере 22 млрд рублей. Что позволит увеличить общее количество обслуженных пассажиров более чем в два раза, а объем обработанного груза – в пять раз. Начиная с 2012 года планируется провести реконструкцию и строительство пассажирского терминала, увеличив его существующую площадь с 16,6 до 54,2 тыс. кв. м, построить ангар технического обслуживания, новую гостиницу, торговый центр и т.д. Правительство РБ уже передало в уставный капитал ОАО «Международный аэропорт Уфа» терминал внутренних авиалиний и систему топливообеспечения. Готовятся документы по передаче погранично-таможенного терминала. Это позволит выдержать конкурентную борьбу на рынке предоставления авиационных услуг с соседними аэропортами – Екатеринбургом, Самарой и Казанью, которые уже давно реализуют собственные инвестиционные программы. «Аэропорт может оказаться в стороне от общероссийских и мировых тенденций, и поэтому для стабильного и устойчивого развития нашего предприятия очень важна государственная поддержка в привлечении инвесторов в развитие транспортной инфраструктуры региона в целом и ОАО „Международный аэропорт Уфа” в частности, принятием решений по созданию условий для инвестирования», – заявил Ильяс Муниров.

«Для обеспечения необходимой пропускной способности всех элементов аэропортовой инфраструктуры – взлетно-посадочной полосы, перрона, аэровокзального комплекса, грузового терминала, инженерных сетей и т.д. – необходима реализация комплексной инвестиционной стратегии», – отметил на заседании президиума правительства РБ генеральный директор ООО «Новапорт» Михаил Смирнов. По его словам, холдинг готов реализовать генеральный план в три этапа. В частности, до 2015 года вложить в развитие аэропорта 5 млрд рублей, а затем, на втором и третьих этапах, еще около 12,9 млрд рублей. Инвестиции будут направлены на рост мощностей аэровокзального комплекса, парковки, грузового терминала, строительство гостиницы, офисного центра и других объектов. Премьер-министр РБ Азамат Илимбетов поручил подготовить в срок до 15 февраля «соответствующее распоряжение».

Остается неясным, что это будет за распоряжение. Дело в том, что на аэропорт Уфы претендуют и другие профильные инвесторы, в частности «Базэл-аэро» Олега Дерипаски (управляет аэропортами на юге России), «Ренова» Виктора Вексельберга (владеет аэропортом Кольцово в Екатеринбурге, недавно получила в управление аэропорты Самары и Нижнего Новгорода, участвует в развитии аэропорта Ростова-на-Дону) и др. Безальтернативная передача аэропорта Уфы в управление или собственность «Новапорта» вряд ли им понравится.

Тем не менее, участие холдинга в заседании президиума правительства РБ показывает, что его шансы на «захват» авиагавани Уфы крайне высоки. Если это произойдет, в коллекции «Новапорта», на сегодняшний день управляющего семью аэропортами в стране (Астрахань, Волгоград, Челябинск, Томск, Новосибирск, Барнаул и Чита), появится еще одна жемчужина, сравнимая с также двухполосным новосибирским Толмачево. В пресс-службе Минземимущества РБ (владеет 100% акций аэропорта) пока не уточнили, планируется ли передавать инвестору часть акций. Возможно, этого и не потребуется: «Новапорт» может стать владельцем земли, на которой планируется строительство грузового терминала, других объектов инфраструктуры неавиационных услуг и т.д.

Профсоюз работников аэропорта обеспокоен появлением частного инвестора. Представители профсоюза считают, что выбор инвестора должен осуществляться «на конкурсной основе». «Люди обеспокоены все тем же – что будет с ними? Почему „Новапорт”, почему не другая организация, может быть, более приемлемая для нашего предприятия? Во внимание почему-то не берется позиция самого предприятия. Мы ведь не убыточные, мы вполне можем и сами найти инвестора и заключать договоры с теми же банками, брать кредиты и постепенно развиваться. Тем более что мы эту программу разрабатывали и мы тоже способны продолжать дальше реализовывать эту программу, но почему-то нас во внимание не берут», – посетовала в интервью РИА «Башкирия» председатель профсоюза Татьяна Никонова. Тем не менее, по ее словам, на заседании президиума правительства РБ было сказано прямо: на проведение конкурсов время тратить не стоит.

У партнеров

    Новости партнеров

    Tоп

    1. Курс доллара пробил невероятный уровень
      Курс доллара пробил невероятный уровень
    2. Лидер прошедшей в Европарламент партии из Нидерландов сделал громкое заявление по катастрофе MH17
      Лидер прошедшей в Европарламент партии из Нидерландов сделал громкое заявление по катастрофе MH17
    3. Зеленский впервые высказался по поводу «Северного потока-2»
      Зеленский впервые высказался по поводу «Северного потока-2»
    Реклама