Конец эпохи Kodak

Анна Королева
20 января 2012, 13:52

Eastman Kodak, ведущий бренд мировой фотоиндустрии, в четверг подала в суд заявление о защите от банкротства. Как сообщает CNN Money, компания заявила, что имеет достаточно ликвидности, чтобы продолжать работать во время процедуры банкротства. Ранее она получила 950 млн долларов финансирования от Ситибанка для поддержания текущих операций, хотя кредитная линии все еще является предметом одобрения суда.

Фото: AP
Компания Eastman Kodak объявила о банкротстве

В течение многих месяцев ходили упорные слухи о банкротстве компании, которая была основана Джорджем Истманом в 1888 году. Вчера же эти слухи стали реальностью. В результате акции Kodak упали на 35% после открытия сессии, и Нью-Йоркская фондовая биржа приостановила торги ими.

Kodak признала в своем заявлении в суд, что количество ее кредиторов превышает 100 тыс., а долги составляют порядка 6,7 млрд долларов. Крупнейший кредитор компании – Bank of New York Mellon, он является самым значительным держателем облигаций компании-банкрота на сумму более 650 млн долларов. Прочими кредиторами являются в том числе Sony, Nokia, Wal-Mart, Target, Best Buy, Office Max, Disney Studios и CVS. При этом Kodak на сегодняшний день принадлежат активы на 5,1 млрд долларов в Рочестере, Виндзоре и Витфорде. «Это должно быть длинным банкротством», – говорит Пол Сильверстейн, юрист Andrews Kurth в Нью-Йорке.

На рубеже XX и XXI веков Kodak оказалась недостаточно быстрой при переходе на производство цифровых фотоаппаратов. Компанию опередили конкуренты, с переходом на цифровую фототехнику лишив ее главного источника доходов – продажи фотопленки, объясняет аналитик «Инвесткафе» Илья Раченков. Учитывая, что Kodak безнадежно упустила момент, банкротство компании было лишь делом времени. Кредит мог бы помочь ей и поддерживать выплаты по текущим обязательствам, однако для выхода из кризисного положения Kodak потребовалось бы найти новый стабильный источник доходов. Для этого необходимо время, которое явно превышает срок кредита в полтора года. Проблема Kodak в том, что компания словно зациклилась на собственной истории, чем воспользовались конкуренты, а попытка переориентации с «аналога» на «цифру» была запоздалой и неудачной, считает, в свою очередь, аналитик ФГ БКС Богдан Зыков. По итогам 2011 года, Kodak потеряла почти 90% рыночной стоимости. Акции компании были исключены из S&P 500 в декабре 2010 года, а из Dow Jones Industrial Average – еще в 2004 году.

Переход к производству фильмов перевернул бизнес-модель Kodak, в результате чего ее продажи сократились почти в два раза с 2005 по 2010 годы, и компания стала убыточной. Kodak давно уже пыталась отойти от производства только лишь фото- и киноаппаратуры и конкурировать с другими компаниями в цифровую эпоху. Но получалось это у нее крайне слабо. В сентябре Kodak не смогла вернуть кредиторам 160 млн долларов из ранее полученных 400 млн долларов кредитной линии. Из-за этого Moody 's понизило кредитный рейтинг ценных бумаг компании, что приблизило их к категории «мусорных». Чуть более месяца спустя Kodak предупредила, что намерена продать ряд патентов, привлечь дополнительный капитал или новые займы. В своей последней попытке остаться на плаву компания пыталась собрать денег путем продажи более чем 1100 патентов, или 10% от ее патентного портфеля, что потенциально могло принести ей около 3 млрд долларов, в соответствии с прогнозами аналитиков.

Предпосылки для банкротства компании были заложены еще в начале 2000-х годов, когда Kodak недооценила потенциал и перспективы рынка цифровых фотоаппаратов. Пока компания выжидала, ключевые места на рынке цифровой фототехники успели занять конкуренты, прежде всего японские, указывает старший аналитик ИФК «Солид» Артур Ахметов. Не сумев оказаться на гребне волны, компания так и осталась за бортом, так как эра аналоговой фотографии ушла в небытие. Компания еще может поправить свое положение, но вернуть былое величие уже точно не удастся. Что касается сектора в целом, то в ближайшее десятилетие распределение сил вряд ли изменится, так как нынешние лидеры рынка успешно отвечают вызовам и идут в ногу со временем.
 
«На наш взгляд, – говорит старший аналитик ИГ „Норд-капитал” Роман Ткачук, – проблемы Eastman Kodak кроются внутри компании. Это, в частности, отсутствие новых технологий и неграмотные действия менеджмента (по слухам, компания получила убытки из-за рискованных сделок с ценными бумагами)». Но, напоминает эксперт, есть и глобальная тенденция, которая усугубляет ситуацию для компании. Сейчас Kodak теснят азиатские конкуренты: Nikon, Sony и т.д., обогнавшие Canon по новейшим разработкам в этой сфере. И тенденция переноса производства в азиатский регион в ближайшее время сохранится. Производство в Азии заметно дешевле, чем в США, что удешевляет стоимость конечного продукта.

Перспективы Kodak пока туманны, с одной стороны – сильный бренд, а с другой – неконкурентоспособный производственный актив, который нуждается в модернизации и принципиально новой модели развития. Но важно отметить, что Kodak – это бренд с большой историей, и просто так списывать его со счетов не стоит. Стоимость самого бренда высока, и с большой вероятностью найдутся компании, готовые купить Kodak со всеми их проблемами и долгами. «У Kodak есть большое количество патентов и исследований, которые могут помочь ей в преодолении кризиса. По нашему мнению, возрождение компании может быть связано с производством принтеров и услугами промышленной печати, но достичь высот в профильном бизнесе компании уже вряд ли когда-либо удастся», – говорит Богдан Зыков.

Сейчас у Kodak не так много шансов провести успешную процедуру финансового оздоровления. Но, если это произойдет, она станет намного меньше и действительно сосредоточится лишь на доходных направлениях бизнеса: патентах на цифровые продукты и технологиях печати и хранения.