Солнце вместо урана

Вадим Пономарев
25 января 2012, 09:43

Министерство обороны в прошлом году закончило демонтаж радиоизотопных термоэлектрических генераторов (РИТЭГ), установленных на российских навигационных знаках и маяках, и заменило их на солнечные батареи и ветряные генераторы. Об этом РИА "Новости" рассказал начальник управления навигации и океанографии Минобороны Александр Шеметов.

Фото: picvario.com/ Russian Look
Российские навигационные службы меняют атомные источники света на солнечные

РИТЭГ – это большая герметичная металлическая коробка весом от 600 килограммов до 2 тонн, которая в советские времена устанавливалась для выработки электричества на отдаленных навигационных знаках и маяках. Электричество в ней вырабатывалось за счет тепла, которое генерировало расположенное внутри РИТЭГа радиоактивное вещество. Подобных устройств, работающих до 30 лет без вмешательства человека, в Советском Союзе было изготовлено более тысячи (в том числе и для космической программы). 414 из них, которые числились на балансе Министерства обороны, за счет зарубежной финансовой помощи были сняты и направлены на утилизацию. «Норвегия, Франция, на Дальнем Востоке – США. Когда мы заключали договоры с Норвегией, она помогала не только утилизировать РИТЭГи, но и модернизировать средства навигационного оборудования. С нашей стороны были выполненные работы, а со стороны зарубежных партнеров – очень эффективный контроль того, как вкладываются деньги, как проводится модернизация», – рассказал Александр Шеметов, подчеркнув, что за счет этого затраты российского Министерства обороны на демонтаж и утилизацию РИТЭГов, например, на Балтике, составили около 40 млн рублей.

В этом году эту работу, уже с гражданскими РИТЭГами, продолжит Министерство транспорта, очищая, с помощью американских денег, от них трассы Северного морского пути, который в перспективе может стать самым востребованным мировым логистическим маршрутом между Европой и Азией. Какие источники питания на северные маяки и навигационные знаки при этом взамен атомных будет ставить Минтранс, пока неизвестно, но Минобороны свой выбор сделало в пользу солнечных батарей и ветрогенераторов (производство РИТЭГов, которые раньше делал Московский научно-исследовательский институт технической физики и автоматизации, сейчас в России полностью прекращено). Даже на Айновских островах, расположенных в Мурманской области, то есть уже в Заполярье, солнечные батареи, по словам Александра Шеметова, справились со своей задачей. «Даже в самое темное время этот маяк на накопленной энергии обеспечивал заявленную дальность света. И работает эта система очень долго – около 15 лет. Сама солнечная панель дешевле, чем радиоизотопный источник энергии, хотя есть определенные сложности в эксплуатации, так как она дает не переменный, а постоянный ток», – считает начальник управления навигации и океанографии Минобороны. Отказ Минобороны от атомных источников питания для навигационных знаков и маяков, конечно, мало повлияет на реализацию амбициозных планов развития атомной корпорации «Росатом». Однако весьма вдохновит отечественных сторонников «возобновляемой энергетики».