Не хлебом единым

Екатерина Шохина
27 января 2012, 13:22

Мировой финансовый кризис, продолжающий оказывать негативное воздействие на мировую экономику и ее субъекты, ставит перед бизнесом новые вызовы и задачи. И ритейл в данном случае не исключение. Если до 2008 года ритейлеры росли и развивались вместе с ростом потребительских расходов и потребительского кредитования, то сейчас требуются новые инструменты и тактики ведения бизнеса на фоне невысокой потребительской активности и агрессивной конкуренции. Как показала прошедшая в середине января в Нью-Йорке выставка новых технологий в мировой индустрии розничного бизнеса Retails Big Show, без динамичного внедрения в бизнес технических и технологических инноваций уже в ближайшее время ритейлерам будет сложно не только увеличивать долю рынка, но и сохранить уже завоеванное пространство. О том, какие возможности предоставляют последние новые технологии для ритейлеров, кому конкретно они адресованы и каким образом могут укрепить бизнес, «Эксперту Online» рассказала Лори Митчелл-Келлер, старший вице-президент по решениям для розничной индустрии компании SAP (партнер выставки Retails Big Show, один из крупнейших в мире производителей программного обеспечения).

Фото: пресс-службы
Лори Митчелл-Келлер, старший вице-президент по решениям для розничной индустрии компании SAP

– Как вы считаете, кризис подтолкнул ритейлеров к внедрению новых технологий?

– Могу сказать с полной уверенностью – да. Новые технологии дают ритейлеру возможность выявить и устранить все тонкие места по всей бизнес-цепочке. Это могут быть финансовые вопросы, затоваренность складов и магазинов, кадровые вопросы, ценовые, маркетинговые, все, что имеет отношение к бизнесу и влияет на результаты.

Раньше ритейлеров волновало только одно – достаточно ли хлеба на полке. Сейчас ихволнует множество вопросов, один из главных – сбалансированность поставок.

– Приведите конкретные примеры проблем, с которыми сталкиваются ритейлеры и которые им необходимо устранить

– Возьмем, к примеру, крупного международного одежного ритейлера. Его товар меняется примерно каждые три недели. Три недели – один цикл моды, еще три недели – другой цикл и так далее. Задача ритейлера – распродать большую часть коллекции в течение трех недель, оставив меньшую часть для дисконта. Для этого все должно быть просчитано – какие вещи пользуются большим спросом в стационарном и интернет-магазине (бывает, что склады магазина затоварены, а в интернет-магазине товара не хватает), в каких бутиках преобладает тот или иной контингент покупателей (по возрасту, полу, финансовой обеспеченности, вкусам и пр.), к каким маркетинговым решениям и цветам они питают симпатию и пр. Другие задачи – организовать максимально эффективно бизнес-процесс – логистику, работу персонала магазина (например, увеличить число кассиров в «час пик» и уменьшить в то время, когда посетителей обычно бывает мало).

– Какие последние решения в области информационных технологий вы предлагаете сегодня своим клиентам?

– Мы предлагаем очень широкий набор решений, но ритейлер сам должен выбрать подходящий для себя модуль. Подходящий модуль – это наибольший возврат на капитал в короткое время. Использование информационных технологий в логистике позволяет распродавать коллекции одежды без остатка, избегая распродаж (это ад для ритейлера), за счет своевременного перераспределения товаропотока по каналам продаж: магазины, онлайн-бутики и через мобильные телефоны.

Во Франции, например, можно совершить необходимые покупки, не выходя из машины. Достаточно составить список покупок за 40 минут до въезда в магазин, отправить его со своего телефона для оформления и через 40 минут забрать покупки, не выходя из машины.

Прежде всего, надо понимать, что власть перешла от продавцов к потребителям. В данном контексте и лежат все наши новые технологические решения. Все начинается с консолидации и обработки информации, дальше эта информация направляется на то, чтобы предоставить максимально подходящее предложение потребителю. Например, наши программы могут предоставить ритейлеру информацию о том, сколько времени перед покупкой потребитель искал ту или иную вещь, не говоря уже о более тривиальных вещах.

Другой уровень программ – это программы, позволяющие максимально упростить и улучшить шопинг для потребителей, программы-приложения к мобильным устройствам, которые ориентированы на потребителя. SAP ставит перед собой цель – к 2015 году привлечь 1 млрд пользователей таких программ. Благодаря им покупатель может узнать, где есть то, что он ищет, сравнить товары, виртуально примерить одежду, оплатить ее одним кликом в телефоне и еще многое другое.

Одновременно работник магазина также вооружается подобной системой, позволяющей ему одним кликом узнать исчерпывающую информацию о товаре (чтобы ответить на любой вопрос покупателя): технических данных, гарантии, наличии и др.

– Вы уже можете сказать, что будет следующим шагом в технологических инновациях?

– Да, это будут новые удобства для клиента – новые виды гарантии и технического обслуживания, цель которых – удержать клиента.

– Россия не настолько продвинутая пока еще в техническом плане страна, далеко не все имеют смартфоны и имеют возможность и опыт телефонных и интернет-покупок. И российский бизнес также с некоторой опаской относится к новым технологиям и долгосрочным инвестициям. У вас есть клиенты в России, они готовы к инновациям такого рода?

– Технологии существуют в России, они доступны в России. Из десяти крупнейших российских ритейлеров девять используют наши технологические решения. Это Х5, «Эльдорадо», «М.Видео» и прочие. Однако в настоящее время они еще осваивают наши базовые программы – бизнес-планирование, финансовые отчетности, кадровые решения.

При этом компании не стоят на месте. Х5, например, каждый год покупает у нас новые модули и решения.

Что же касается российских потребителей, то они, да, отстают в плане технической компетентности. Но молодые люди в России уже сейчас владеют интернет-технологиями и мобильными устройствами, так же как американцы или европейцы, и уже лет через десять они будут создавать основной пласт покупателей. Так что надо быть во всеоружии, иначе есть опасность просто потерять клиентов, которые в скором времени будут совершать покупки в любой точке мира одной лишь клавишей телефона.

– Сколько стоят такие программы и каков эффект от них для бизнеса в цифрах?

– Стоимость зависит от конкретных модулей и их комбинаций. Решения предлагаются в зависимости от размера бизнеса, работают в среднем 10-15 лет. Мы подсчитали, что обороты ритейлеров вырастают сразу на 20% после внедрения инноваций.