Опухоль туриндустрии

Екатерина Шохина
31 января 2012, 14:03

Российский турбизнес представляет собой демпинговую пирамиду, аналогичную МММ. Туроператоры расплачиваются за предыдущие туры новыми кредитами, используя их на затыкание старых дыр. В ситуации снижения турпотока, которая имеет место сегодня, банкротства неизбежны.

Фото: РИА Новости
Пострадавшие клиенты у входа в офис туристической компании «Ланта-тур вояж», которая объявила о приостановке своей деятельности.

Очередное громкое банкротство произошло на туристическом рынке. Один из старейших и крупнейших российских туроператоров – компания «Ланта-тур» в специальном письме, которое было разослано в офисы партнеров и агентств-туроператоров, заявила о приостановке своей деятельности. Заявлению предшествовали многочисленные жалобы клиентов туроператора, бронирование отелей которых и перелет оказались не оплачены.

Из-за возникших у компании проблем около ста ее клиентов не смогли вылететь из московских аэропортов. По данным Ростуризма на 30 января (когда компания фактически объявила себя банкротом), за границей находилось более 3 тыс. клиентов туроператора.

Торговая марка «Ланта-тур» была учреждена в 1991 году. В 1997 году компания была реорганизована в холдинг «Ланта-тур вояж», который осуществляет свою деятельность под единой торговой маркой «Ланта-тур».

«Ланта-тур вояж» – многопрофильный туроператор, специализирующийся на выездном групповом и индивидуальном туризме, организует собственные чартерные программы по 24 направлениям в страны Европы и Азии, а также США, и сотрудничает с более чем 6 тыс. агентств в России, странах СНГ и Балтии.

В настоящий момент в штате компании 380 человек, компания имеет пять офисов в Москве, восемь собственных представительств в российских городах: Новосибирске, Екатеринбурге, Ростове-на-Дону, Самаре, Казани, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Краснодаре, а также в Киеве (Украина); 41 уполномоченное агентство по всей России.

В Следственном комитете РФ официально заявили, что подозревают менеджмент туроператора «Ланта-тур вояж» в мошенничестве в особо крупном размере и присвоении денег клиентов.

«Возбуждено уголовное дело в отношении руководителей туристической компании „Ланта-тур вояж” по признакам преступления, предусмотренного частью 4 статьи 159 УК РФ (мошенничество, совершенное организованной группой в особо крупном размере)», – сообщил официальный представитель ведомства Владимир Маркин. По его словам, взятые на себя перед клиентами обязательства руководство компании умышленно не выполнило, объявив 27 января о предстоящем банкротстве и присвоив полученные денежные средства граждан.

Российский союз туриндустрии заступился за банкрота, назвав преждевременным возбуждение уголовного дела в отношении руководства компании.

«Безусловно, с участившимися банкротствами турфирм и массовым обманом туристов надо что-то делать, и участие государства в решении этой проблемы необходимо. Но руководство компании „Ланта-тур вояж” явно попало под предвыборную „раздачу”... Очень надеемся, что расследование будет объективным, а не показательным», – считает пресс-секретарь РСТ Ирина Тюрина.

«Где же был уважаемый Следственный комитет год назад, когда „организованная группа” под названием „Капитал тур” обманула как минимум в четыре раза больше туристов? И почему СК не беспокоит, что ни одному из этих граждан туроператор деньги не вернул, а владельцы почившей компании продолжают работать в турбизнесе?» – добавила пресс-секретарь РСТ.

Напомним, что банкротство «Ланта-тур» стало вторым крупнейшим банкротством на российском туррынке за последние два года. Кризис в компании «Капитал тур» разразился в конце 2010 года. 11 ноября банковские счета были заблокированы, пять дней спустя компания объявила о трудностях с исполнением своих обязательств. За рубежом на момент приостановки деятельности туроператора находились более 8 тыс. его клиентов.

В апреле 2011 года компания была исключена из единого реестра туроператоров. А в декабре суд признал обоснованным заявление туроператора о банкротстве. Общая задолженность компании превысила 1,5 млрд рублей. «Капитал тур» стал первым крупным туроператором, разорившимся в России за последние десять лет.

В понедельник представители туристической индустрии и эксперты внесли некоторую ясность в причины возникшей ситуации с «Ланта-тур».

«На российском туристическом рынке правит бал демпинг. „Ланта-тур” вынуждена была пойти за рынком и работать себе в убыток на популярных направлениях. Но в какой-то момент у авиакомпании „Аэрофлот” сдали нервы, и она перестала продавать туроператору билеты в кредит. „Ланта” обратилась за очередным кредитом в Мастер-банк, но просто не успела закрыть образовавшийся кассовый разрыв», – объяснила Ирина Тюрина, сославшись на гендиректора туроператора Людмилу Пучкову.

По словам Тюриной, на рынке сложилась непростая ситуация: многие туроператоры расплачиваются за предыдущие туры новыми кредитами, «используют их на затыкание старых дыр».

Заместитель генерального директора компании «Солвекс-трэвел» Людмила Сысойкина сравнивает демпинговую пирамиду в туризме с МММ.

«Тур в Таиланд не может стоить 600 долларов ни при каких вариантах. Очень часто, идя на поводу у клиента, агентства ищут туры по низкой цене и сами поддерживают эту демпинговую пирамиду. Это почти как МММ, только в туризме. Мы пытаемся бороться с демпингом, но, к сожалению, юридически мы не можем повлиять на ситуацию, можем только пытаться убедить клиента не покупать дешевые туры», – сказала Сысойкина.

Она также отметила, что сейчас агентства, напуганные ситуацией, составляют свой список туроператоров, которые, по их мнению, могут стать «кандидатами на вылет». В этот список, как правило, попадают те компании, которые выставляют некорректные, заниженные цены.

Генеральный директор компании DSBW Карен Гончаров считает, что повлиять на демпинговые цены очень сложно.

«Мы можем рекомендовать отказ от демпинговых цен сколько угодно, но реальных рычагов влияния на эти предложения пока нет. Сколько было разговоров на эту тему, но операторы не смогли достичь какого-то единого мнения», – сетует Гончаров.

Пирамида МММ в туризме будет рушиться и дальше, поскольку она лишилась сразу двух подпорок, которые давали ей возможность подпитки деньгами, – массового турпотока в Египет (спрос на отдых на Красном море за год «просел» примерно на 40%) и привычки путешествовать несамостоятельно.

Еще в сентябре 2011 года компании жаловались на очевидное снижение спроса: 40% опрошенных ВШЭ руководителей туристических компаний оценили спрос на услуги своих организаций «ниже нормального уровня». 20% компаний охарактеризовали свою экономическую ситуацию как неблагоприятную, почти 70% – как удовлетворительную и лишь 11% назвали ее благоприятной.

Согласно недавно проведенным опросам Rambler, 57% респондентов уже предпочитают путешествовать самостоятельно (не по готовым турам), а рынок самостоятельного туризма удваивается ежегодно.

«Вне всякого сомнения, число туристов, прибегающих к турагентствам и туроператорам офлайн сокращается в пользу онлайн. Объемы продаж турпакетов уменьшаются в геометрической прогрессии. К „самостоятельности” туристов побуждают не только новые онлайн-ресурсы, но и хотельеры, и авиакомпании. Хотельеры добиваются уменьшения числа посредников и предлагают зарезервировать номер на сайте физлицам дешевле, чем туроператорам. Совсем недавно видел на сайте booking.com (крупнейший портал поиска и резервирования отелей по всему миру): цена четырехзвездного отеля в Омане была почти в два раза меньше, чем та, которую отель предлагал туроператорам (140 долларов вместо 290)», – рассказал «Эксперту Online» эксперт по туризму на Ближнем Востоке Георгий Леонтьев.

Тем же, кто все-таки хочет получить готовый турпродукт, эксперты советуют «не вестись» на низкие цены, тщательно проверять оформление договора и ни в коем случае не вносить оплату за тур через платежные системы. В суде квитанции, которые выдает система, недействительны. Никаких компенсаций в случае форс-мажора клиент не получит.

Правда, председатель правления системы «Международные денежные переводы ЛИДЕР» Юрий Камакин с таким мнением не согласен. «Клиент, воспользовавшийся данным сервисом, полностью юридически защищен. Платежные квитанции, которые получают клиенты, осуществляющие оплату через терминалы самообслуживания или кассы банков-партнеров, содержат информацию как о назначении платежа (оплата брони тура) и конечном получателе платежа, так и об операторе, осуществляющем денежный перевод, включая реквизиты и контактные телефоны. Даже в случае утери квитанции клиент может обратиться в офис компании - оператора по переводу денежных средств и в течение двух дней получить необходимые документы, подтверждающие проведение той или иной транзакции. Эти документы являются доказательством произведения платежей как в досудебной, так и в судебной практике решения споров», - утверждает он.