«Роснефть» ищет активы

Али Алиев
1 февраля 2012, 09:04
Фото: picvario.com
НПЗ в немецком Ингольштадте может стать еще одним активом «Роснефти» в Европе

Швейцарская коммания Petroplus Holdings AG объявила на прошлой неделе дефолт по своим долговым обязательствам на 1,75 млрд долларов и начала процедуру банкротства.  В скором времени пять НПЗ компании будут выставлены на продажу, а среди претендентов на некоторые из них уже называют «Роснефть».

Petroplus – один из крупнейших европейских нефтепереработчиков, который занимает около 4,5% рынка старого континента. В состав его активов входят пять НПЗ в Швейцарии, Великобритании, Бельгии, Франции и Германии мощностью переработки более 33 млн тонн в год. Крупнейшие из них – французский (161,8 тыс. баррелей в день) и английский заводы (175 тыс. баррелей в день). Мощность завода в Ингольштадте составляет 110 тыс. баррелей в день

Если не все, то, по крайней мере, некоторые из НПЗ банкротящегося концерна вполне могут стать объектом внимания российских нефтяных компаний, которые давно стремятся обзавестись перерабатывающими активами в странах ЕС. Поначалу такие попытки оказывались безуспешными, но в последние годы ситуация изменилась. Кризис в еврозоне стал хорошим средством от аллергии на присутствие российского капитала в энергоактивах стран ЕС.

К примеру, «Роснефть» в мае 2011 года приобрела 50% акций немецкой компании Ruhr Oel, которая владеет четырьмя заводами, перерабатывающими около 50 млн тонн нефти в год, что составляет около четверти нефтепереработки Германии. Глава российской компании Эдуард Худайнатов говорил, что покупка НПЗ в Германии – это «шаг по усилению позиций „Роснефти” на целевых зарубежных рынках». Поэтому покупка очередного НПЗ соответствовала бы стратегии «Роснефти» на приобретение активов в Европе. Тем более если подворачивается банкротный актив, за который не надо переплачивать.

«Глубина переработки заводов Petroplus выше средней глубины переработки в Европе. У Petroplus средний уровень индекса комплексности Нельсона составляет 8,04 (взвешено по мощности заводов), средний индекс по Европе – 6,1, – говорит аналитик „Инвесткафе” Виталий Михальчук. –  Последние три года компания работала с убытком, достигшим 250 млн долларов в 2009 году и 112,3 млн долларов в 2010 году,  при увеличивающейся каждый год долговой нагрузке. Период девяти месяцев 2011 года Petroplus закончила с убытком в 415 млн долларов, и банки отказали ей в продлении кредитной линии на 1 млрд долларов. В результате Petroplus не смогла закупить нефть для НПЗ и была вынуждена в декабре остановить три завода». Главной причиной убытков и банкротства, по мнению аналитика, является низкая маржинальность нефтеперерабатывающих заводов. «Средняя маржа нефтепереработки в Европе составляет 1-3 доллара за баррель, но на заводах Petroplus, по данным отчетности компании за третий квартал, она равнялась всего 0,9-1,25 доллара», – отмечает он.

Аналитик подчеркивает, что у «Роснефти» один из самых низких показателей соотношения переработка/добыча в отрасли, который был равен 40% в 2010 году. «Выручка от поставок нефтепродуктов за рубеж у этой компании была в два с лишним раза меньше выручки от экспорта нефти. Экспорт сырой нефти и является основной статьей дохода компании. В Европу „Роснефть” поставляет более 30% добываемой нефти (за девять  месяцев 2011 года – 30,52 млн тонн из 88,67 млн тонн, или 34,4%). В случае покупки НПЗ Ingolstadt коэффициент переработка/добыча „Роснефти” увеличится с 47% по итогам девяти месяцев 2011 года до 53,5%, – говорит он. – Хотя ситуация с прибыльностью завода в будущем остается неясной, расширение присутствия „Роснефти” в этом регионе в перспективе будет полезно. Например, компания может переоборудовать завод для поставляемой через Приморск российской нефти и повысить тем самым его рентабельность».

Директор департамента Due Diligence «2К Аудит – Деловые консультации/Морисон интернешнл» Александр Шток отмечает, что сейчас европейские НПЗ работают с очень низкой рентабельностью. «В этом плане сделка по приобретению данного актива выглядит весьма рискованной. С другой стороны, „Роснефть” уже присутствует на немецком рынке нефтепереработки, и новый актив может хорошо вписаться в действующий бизнес. К тому же низкий интерес к нефтеперерабатывающим активам позволит „Роснефти” получить актив по привлекательной цене, – говорит он. – Скорее всего, „Роснефть” постарается не упустить шанс приобрести еще один НПЗ в Германии. К тому же у компании есть возможность повысить рентабельность предприятия, переориентировав его на работу с российской нефтью».

По мнению аналитика, вряд ли сама сделка вызовет вопросы у контролирующих органов Германии. «На рынке  нефтепереработки в стране и в целом в Европе очень высокий уровень конкуренции. Оказывать давление на этот рынок „Роснефть” не сможет. Поэтому власти Германии, скорее всего, напротив, будут приветствовать приход нового стратегического инвестора в проблемные активы», – считает он.

Приобретение крупного нефтеперерабатывающего завода в Германии может позволить «Роснефти» получить доступ к новым технологиям глубокой переработки нефти, считает начальник отдела производственного аудита АКГ «МЭФ-Аудит» Александр Победаш. «Указанная стоимость будет приемлемой в случае наличия необходимых технологий и стратегических планов расширения присутствия в ЕС, даже несмотря на то, что это банкротный актив, – говорит он. – Возможность повышения маржинальности завода в краткосрочной перспективе вызывает сомнения, особенно на фоне снижения темпов роста мировой, а особенно европейской экономики. Негативной реакции со стороны ЕС от российского присутствия в западноевропейской нефтепереработке до прекращения кризиса мы, скорее всего, не увидим, а сохранение рабочих мест и поддержание ВВП Германии могут оказать положительное воздействие на двусторонние отношения наших стран».

Аналитик «Allianz РОСНО Управление активами» Ариэл Черный считает, что 1 млрд долларов, скорее, верхняя граница диапазона цен. «Нефтепереработка в Западной Европе – бизнес сравнительно низкомаржинальный, к тому же маржа у Petroplus была ниже среднерыночной, низкие доходы и отсутствие своих источников сырья для НПЗ стали основными причинами банкротства. Учитывая это, а также исходя из стоимости других недавно приобретенных „Роснефтью” НПЗ в Германии (Ruhr Oel), адекватной для завода Petroplus была бы цена порядка 700 млн долларов, – полагает он. – В принципе у „Роснефти” есть потенциал для повышения рентабельности завода – он может быть переоборудован для переработки российской нефти, поставляемой через Приморск. Однако перспективы проекта в плане получения прибыли все равно остаются туманными».

«Исходя из производственной мощности и локации НПЗ, заявленная оценка в 1 млрд долларов выглядит вполне адекватной. Пожалуй, можно даже говорить о том, что компания оценена по минимальной границе или даже с определенным дисконтом, – считает Роман Беседовский, управляющий фондом „Финам нефтегаз”. – Преимущества, которые получает „Роснефть” с покупкой этого актива, носят комплексный характер. На вполне привлекательных условиях российская ВИНК получает выход на европейский оптовый рынок нефтепродуктов. Помимо собственно „имиджевого” присутствия на стратегически важном рынке, „Роснефть” получит более рентабельное международное направление, принимая во внимание жесткое административное давление на внутренний рынок нефтепродуктов РФ. Маржинальность этого бизнеса „Роснефть”, по всей видимости, рассчитывает повысить за счет синергии со своими другими проектами».

Аналитик полагает, что в европейской экономике сейчас достаточно проблем, в том числе в сфере привлечения инвестиций. «Полагаю, что интерес российской ВИНК к приобретению актива будет положительно воспринят европейскими регуляторами, хотя не исключаю вынесения определенных требований относительно условий использования актива», – говорит он.