«Зависшая» стройка

Москва, 10.02.2012

Министерство экономического развития выступило с предложением провести на будущей неделе совещание по строительству спрямляющей железнодорожной магистрали Архангельск–Сыктывкар–Гайны–Соликамск (Белкомур). «Конечно, проект перспективный, он на слуху, мы его поддерживаем. Но нам надо понять не только, как мы будем финансировать проектирование "Белкомура", но и как мы будем его строить. Потому что нереализуемый проект продвигать бессмысленно, он может просто устареть. Проект важный, и нужно сразу договариваться о том, как он будет реализовываться. Может быть, посмотреть на очередность – вводить очередями, чтобы расширять транспортные возможности», – заявила на совещании, посвященном ключевым проектам развития Пермского края, министр экономического развития Эльвира Набиуллина.

В сентябре этого года исполнится 15 лет с того момента, как федерация, республика Коми, Архангельская область и Пермский край организовали акционерное общество «Белкомур» для строительства 1155-километровой железной дороги, которая бы напрямую связала промышленный Урал и Сибирь с северными портами, прежде всего Архангельском. Грузоотправители на этом маршруте могли бы сэкономить около 800 км, а новая магистраль, по подсчетам региональных властей, могла бы создать в трех северных регионах страны дополнительно до 50 тыс. рабочих мест (за счет освоения недоступных пока природно-сырьевых и лесных ресурсов). Однако, продвинувшись на несколько десятков километров, на рубеже веков проект «завис» из-за недостатка денег. В середине прошлого десятилетия стройку пытались подтолкнуть за счет денег из Инвестфонда России. К 2009 году транспортная инициатива трех регионов была согласована в федеральных министерствах и ведомствах, утверждена экспертным советом Министерства транспорта, одобрена инвестиционной комиссией по отбору проектов для софинансирования из средств Инвестфонда России и рекомендована к рассмотрению и утверждению правительственной комиссией. Но, по словам главы Коми Вячеслава Гайзера, «в условиях бюджетных ограничений финансирование новых проектов с использованием инструментов Инвестфонда было приостановлено».

Тогда пермяки, коми и архангельцы начали пробивать через правительство идею концессионного строительства «Белкомура» на деньги частного капитала, говоря о том, что под проект новой магистрали частный бизнес уже заявил на территории этих трех регионов инвестпроектов на общую сумму 490 млрд рублей. И коль ни у государства, ни у «Российских железных дорог» (РЖД) в ближайшие годы нет 155 млрд рублей на достройку этой дороги, то надо построить ее за счет грузоотправителей, обеспечив понятный им механизм возврата вложенных в стройку денег. Но тогда и у РЖД не было большого желания использовать такую схему строительства, и представители Минтранса считали «неочевидными» перспективы увеличения грузопотоков в северные порты по новой магистрали, поскольку, помимо строительства самой дороги, необходимы крупные вложения в развитие северных портов. «Я задал вопрос коммерческому директору СУЭКа (один из потенциальных перевозчиков грузов по "Белкомуру". – "Эксперт Online"): вы выбрали бы порты Мурманск или Архангельск? Он ответил: я выбрал бы порт Тамань, потому что он сейчас лучше развит», – говорил в ноябре прошлого года замглавы Минтранса Виктор Олерский. А с учетом необходимости создания не только транспортной, но и перевалочной, и социальной инфраструктуры общая стоимость «Белкомура», по некоторым данным, может приблизиться к 400 млрд рублей.

Поэтому нынешнюю инициативу Минэкономразвития, высказанную на этой неделе в Перми Эльвирой Набиуллиной, можно было бы расценить как реакцию членов кабинета министров на указание премьера Владимира Путина всемерно способствовать развитию Пермского края, где премьер побывал с рабочим визитом в прошлые выходные. Но есть несколько обстоятельств, которые говорят о том, что строительство сквозной железнодорожной магистрали между Соликамском и Архангельском действительно может быть возобновлено.

Исходные посылки остались прежними – нужно построить 715 км новой железной дороги и реконструировать 440 км имеющихся участков Северной железной дороги, часть которых была построена еще в 30-е годы прошлого века. Прежними остались и интересы региональных властей. «"Белкомур" для нас – это возможность поднять экономику севера Пермского края. Здесь и в республике Коми сосредоточен самый крупный лесной ресурс в Европе, и пока он недоступен. Когда мы заявляли этот проект, то край говорил о реализации проектов по добыче калийных удобрений, республика Коми же в первую очередь делала упор именно на лесопереработке», – передала мнение и.о. председателя правительства Пермского края Михаила Антонова «Российская газета».

Новыми являются три вещи. Первое – на севере Пермского края, где заканчивается существующая железная дорога и начинается «Белкомур», растет добыча калийных удобрений. По расчетам региональных властей, объем грузоперевозок по железной дороге объединенного «Уралкалия» Сулеймана Керимова к 2015 году вырастет с 11,5 до 16 млн тонн в год. В 2016-2018 годах к ним присоединится ежегодная перевозка свыше 2 млн тонн калийных солей «Еврохима». И существующая транспортная система с таким объемом перевозок вряд ли справится. Поэтому к 2015 году крайне необходимо строительство хотя бы южного участка «Белкомура», который позволит вывезти грузы из Березников и Соликамска к порту Мурманск. Во-вторых, в России появился реальный механизм частно-государственного партнерства в строительстве новых железных дорог. Прошлой осенью РЖД и крупнейший частный отечественный газодобытчик НОВАТЭК подписали соглашение по увеличению пропускной и провозной способности железнодорожной инфраструктуры на участке Лимбей–Сургут–Тобольск. РЖД вкладывают в этот проект 10 млрд рублей. НОВАТЭК – около 30 млрд рублей, но взамен получает гарантированную возможность с 2014 года ежегодно вывозить с Пуровского ГПЗ до 11 млн тонн газового конденсата в порт Витино (Мурманская область). Сейчас мощность этого ГПЗ составляет 5 млн тонн конденсата в год. При этом РЖД берут на себя обязательства перевозки определенного объема грузов НОВАТЭКа по специальному тарифу, который устраивает соинвестора-газодобытчика. «В этом случае РЖД возвращают инвестиции в перспективе семи лет, а грузоотправитель получает перевозку, которая ему необходима», – подчеркивают в железнодорожной монополии. Аналогичная схема может быть сейчас осуществлена и в отношении финансирования «Белкомура». В-третьих, в прошлом году произошел резкий перелом отношения правительства к территориям, лежащим за Северным полярным кругом. Чиновники как-то неожиданно вспомнили, что Арктика, с ее хоть и труднодоступными, но богатейшими запасами полезных ископаемых, является зоной стратегических интересов России и крайне необходимо развивать там транспортную инфраструктуру. А это значит, что «ворота в Арктику» – порты Мурманск и Архангельск, которые являются конечной целью «Белкомура» и началом Северного морского пути, будут углубляться и расширяться, очевидно, за государственные деньги.

У партнеров



    ММК выплатит 260 млн долларов дивидендов за первый квартал

    Высокие показатели по прибыльности позволили флагману отечественной металлургии рекомендовать к выплате акционерам 100% свободного денежного потока

    Очищая «ржавый пояс»

    Москва включается в мировую гонку редевелопмента территорий — путь которым шли все мировые мегаполисы. Это один из самых эффективных способов развития города

    Альфа-банк вернет деньги за «Такси» и «Еду»

    Альфа-банк и «Яндекс» запустили совместную карту: по самым популярным сервисам «Яндекса» можно получить кешбек до 10%

    Электромеханическое проектирование с Solid Edge

    Создание сложных интеллектуальных изделий требует применения инструментов электромеханического проектирования. И в этом помогает Solid Edge.

    Запущен новый виток исследований достижений российских университетов

    Активное развитие передовых российских университетов демонстрирует их постоянно растущая видимость на международном уровне.

    «Экспоцентр»: место, где бизнес развивается


    Новости партнеров

    Tоп

    1. Курс доллара пробил невероятный уровень
      Курс доллара пробил невероятный уровень
    2. Зеленский впервые высказался по поводу «Северного потока-2»
      Зеленский впервые высказался по поводу «Северного потока-2»
    3. Курс доллара: рубль попал под один очень мощный фактор
      Российская валюта благодаря нефтяной поддержке и интересу инвесторов к ОФЗ растет четвертый день подряд
    Реклама