От праздника до праздника

Вадим Пономарев
13 февраля 2012, 15:15

Строительство первой линии казанского метро будет завершено к Универсиаде в 2013 году. Об этом в минувшие выходные заявил мэр Казани Ильсур Метшин. «Пересечь город на метро после завершения строительства первой линии можно будет за 22 минуты. Число пассажиров метрополитена увеличится более чем в три раза (сейчас в год на метрополитене совершается около 59 млн поездок, или 8% от общего объема пассажирских перевозок)», - сказал он на итоговой коллегии министерства транспорта и дорожного хозяйства Татарстана.

Фото: РИА Новости
К 2013 году в Казани будет полностью открыта первая линия метро

Строительство метро в Казани является ярким образцом умения татарстанских властей использовать федеральный бюджет для улучшения жизни в республике. Причем умения, до сих пор никем из российских регионов не превзойденным (преображение двух столиц – Первопрестольной и Северной, а также Сочи и Владивостока осуществляется главным образом за счет инициативы самих федеральных властей).

Метро в Казани хотели еще в советские годы, но советское правительство эту идею не поддержало из-за малочисленности столицы тогдашней ТАССР. В 1995 году правительство уже постсоветской России вновь начало пытаться централизованно строить метрополитены в российских регионах, однако Казани в списке городов, в которых надо построить метро, опять не оказалось. Но вскоре после этого при раскопках Казанского кремля местные археологи нашли чешскую монету чеканки, предположительно, 930 года. Чехи, правда, до сих пор не могут с полной уверенностью сказать, чеканили ли у них в это время такие монеты, но по инициативе первого президента Татарстана Минтимера Шаймиева и с благословения первого президента России Бориса Ельцина маховик подготовки празднования тысячелетия Казани тогда завертелся в полную силу и с 24 по 30 августа 2005 года сия дата была торжественно и многолюдно отмечена. По официальным данным, общая сумма денег, вложенных тогда в строительство и реконструкцию объектов Казани в рамках подготовки к тысячелетию составила около 86 млрд рублей. 12 млрд рублей дал бюджет Российской Федерации, 38,6 млрд выделил региональный бюджет и еще 35,7 млрд татарстанским властям удалось привлечь за счет средств инвесторов. По другим данным, федеральный бюджет на тысячелетие Казани выделил в общей сложности, 65 млрд рублей, а общая сумма собранных на эти цели денег перевалила за 140 млрд рублей. Как было то ни было, но 27 августа 2005 года Минтимер Шаймиев с гордостью повез двух дорогих гостей – президента России Владимира Путина и президента Казахстана Нурсултана Назарбаева по новенькому казанскому метрополитену, построенному на «тысячелетние» деньги. Гордиться было чем – пять открывшихся станций были «с нуля» построены за восемь лет. А сам метрополитен стал первым метрополитеном в России, построенным после распада СССР (предыдущее метро было открыто в Свердловске в 1991 году).

Однако после празднования тысячелетия казанское метро свое развитие замедлило. За последующие три года была сдана лишь одна новая станция – «Проспект Победы» (29.12.2008). Зато Казань сделала прорыв в другом направлении – летом 2008 года при активной поддержке федеральных властей она выиграла право на проведение у себя в 2013 году летних студенческих Олимпийских игр – Универсиады. И с той поры на столицу Татарстана вновь полился «денежный дождь». Естественно, досталось и метро, на продолжение строительства которого было запланировано выделить 39 млрд рублей. Только в прошлом году, по словам мэра Казани Ильсура Метшина, из федерального бюджета на эти цели было выделено 10,5 млрд рублей и еще 1 млрд рублей – из республиканского бюджета. Поэтому планируется, что весной будущего года метрополитен в Казани удлинится до 17 км, а количество станций достигнет десяти. Технический пуск седьмой станции – «Козья слобода» – уже состоялся 27 декабря 2010 года, и ориентировочно в мае 2013 года будут запущены находящиеся за ней еще три станции – «Декабристов», «Московская» и «Заводская». На завершение их строительства, по словам казанского мэра, надо еще 17 млрд рублей.

В дальнейшем предполагается почти вдвое удлинить центральную линию Казанского метро и построить еще три других ветки. Это будет происходить, очевидно, по мере поступления в столицу Татарстана денег, предназначенных для проведения здесь последующих крупных событий – чемпионата по водным видам спорта и проведения матчей чемпионата мира по футболу в 2018 году.