Экономичные инновации

Анастасия Якорева
15 февраля 2012, 09:04

Самым сильным стартапом на презентации, организованной GreenfieldProject в январе, был признан проект GetShopApp. Авторы проекта разработали программный генератор, который может создавать мобильные приложения за смешные деньги.

Иллюстрация: Эксперт Online
GetShopApp может оставить студии мобильных приложений без работы и стать глобальным игроком на мировом рынке

По оценкам J’son & Partners Consulting, российский рынок мобильных приложений в 2011 году вырос на 106% и достиг объема в 355 млн долларов. Мобильные приложения, как способ скоротать время, выйти в интернет или срочно получить какую-либо необходимую информацию, становятся все более востребованными. Естественно, что бизнес возлагает на этот канал коммуникации все большие надежды. Приложения дают возможность ритейлеру предложить свой товар в максимально удобной для потенциального покупателя форме, ресторатору – привлечь клиентов, показав меню и цены прямо на экране их смартфонов, таксопаркам – увеличить число поездок, сделав доступным заказ такси нажатием одной кнопки и т.д.

Однако рост числа мобильных приложений пока сдерживает цена. Минимальная стоимость разработки уникального приложения – 60 тыс. рублей. Верхний предел – от 800 тыс. до 1 млн рублей.

Эта цена делает услугу недоступной для большинства представителей малого и среднего бизнеса – интернет-магазинов, кафе и т.п. В таких случаях «выстреливают» проекты, которые предлагают рынку стандартизированный недорогой продукт.

Один из таких проектов – стартап GetShopApp. Зарегистрирован был 1 марта 2011 года, коммерческий запуск состоялся в конце января 2012-го. «До этого были студией по разработке мобильных приложений Wedoitmobile, – рассказывает один из основателей и коммерческий директор проекта Шариф Кармо. – Много работали с ресторанами. Например, разработали мобильное приложение для ресторана „Этаж”».

В какой-то момент стало понятно, что интерес к продукту большой, запросов много, но большинство потенциальных заказчиков не устраивает цена. Провели анализ и выяснили, что приходят в основном однотипные запросы. «Люди хотят одно и то же, но их не устраивает цена, – говорит Кармо. – Тогда мы систематизировали наши наработки и создали своеобразный генератор приложений». В генераторе приложений заказчику нужно заполнить всего четыре поля: внести адрес интернет-магазина, ссылку на каталог в формате YML (для «Яндекс.Маркет»), e-mail для заказов и дополнительную информацию об условиях доставки и т.п. В сгенерированном приложении будет стандартный набор из трех блоков: каталог, корзина, панель дополнительной информации.

После отправления заявки мобильный сайт будет сгенерирован практически сразу, приложение для Android – через 1 день, для iOS – через 10 дней.

На разработку программной платформы для генератора ушло примерно шесть-семь месяцев. Сейчас компания полностью перепрофилировалась, отказавшись от разработки дорогих приложений по индивидуальным заказам.

«Из недостатков – мобильные приложения, сделанные при помощи генератора, проигрывают в персонализации и имеют довольно ограниченный функционал, – признается Кармо. – Но наша цель была в первую очередь сделать приложения доступными для всех интернет-магазинов, а не сделать их индивидуальными».

Сейчас GetShopApp предлагает три вида абонентских тарифов на мобильные приложения. За мобильную версию сайта, привязанную к собственному домену, заказчик должен будет платить 269 рублей в месяц. За создание и поддержку стандартного приложения для Android или IPhone с функцией push-нотификации (уведомлениями о скидках, акциях и т.п.) с ограничением каталога до 500 товаров – 400 рублей. Ссылка для скачивания приложения с AppStore или AndroidMarket будет размещаться на сайте магазина. Премиум-тариф GetAppStore снимает все ограничения по количеству товаров и стоит 799 рублей в месяц.

По словам Кармо, такие приложения будут эффективны для рынка срочных товаров – для заказа еды в ресторанах, заказа цветов, лекарств или запчастей. «Никто не будет покупать через мобильные приложения, например, телевизор – это сложный, осознанный выбор, – считает он. – Крупные бренды по-прежнему будут разрабатывать собственные дорогие приложения. Но малый и средний бизнес будет пользоваться нашей услугой».

Другие эксперты отрасли тоже считают, что на собственные, дорогие и сложные приложения для крупных брендов по-прежнему останется спрос. Илья Чернецкий, менеджер по стратегическому маркетингу i-FreeInnovations, считает, что рестораны и салоны всевозможных услуг, для которых важно сформировать клиентскую лояльность и реализовать механизм бронирования посещения в определенное время, пройдут путь до собственных приложений. То же самое можно сказать о сетевых магазинах и отелях, для которых подобные конструкторы, безусловно, будут сложнее, с гораздо большим упором на витрину товаров или ассортимент услуг. То есть – дорогие и сложные приложения все же останутся на рынке, не мешая при этом развиваться стандартизированным и недорогим услугам.

По состоянию на 10 февраля 2012 года у GetshopApp было уже 60 заказчиков. «Для двух недель работы это неплохо, – считает Кармо. – Учитывая, что мы еще не начали рекламную кампанию».

Раскрутку GetShopApp планирует проводить через партнерскую сеть. «Наша целевая аудитория – это владельцы интернет-магазинов, – делится планами Кармо. – То есть в качестве партнеров нас интересуют прежде всего компании-разработчики CMS (системы управления сайтами. – Прим. „Эксперт Online”) – такие как „1C:Битрикс” или Umi». Сейчас у GetShopApp есть соглашение с Umi – у этой CMS сейчас около 90 тыс.пользователей.

«Их клиентам в стандартном пакете будет предложена пробная версия нашего тарифа, включающая мобильную версию сайта и приложения для Android и IPhone», – рассказал Кармо. За это GetShopApp отдаст Umi 25% выручки по их базе. Кроме этого, есть соглашение на таких же условиях с Magazinga – стартапом, который занимается организацией продаж в соцсетях.

Через полтора-два месяца руководство GetShopApp планирует привязать к системе несколько способов оплаты – Visa, MasterCard, «Яндекс.Деньги» и Webmoney. «Еще мы планируем ввести push-geo-нотификацию, – делится планами Кармо. – Например, если кофейня хочет рассказать владельцу приложения, оказавшемуся поблизости, о действующих акциях и предложениях, она сможет это сделать, как только он окажется в нужном радиусе, например на ближайшей станции метро».

Четыре месяца назад GetShopApp активно искал инвестора, но теперь в руководстве компании очень рады, что не нашли его. «Иначе 40% компании мы бы отдали за 100-150 тыс. долларов, – говорит Шармо. – В январе 2012-го – за несколько дней до запуска крупные инвестиционные фонды нас оценивали уже в 1 млн долларов. Когда мы наберем 500-600 постоянных клиентов, наша компания будет стоить уже 3 млн долларов – мультипликатор для IT-компаний составляет 13-14 годовых выручек». По расчетам GetShopApp, нужное количество клиентов наберется через месяц-полтора. По словам Кармо, покупатель для компании уже есть.

Рынок для мобильных приложений может быть больше, если смотреть на СНГ или глобальный рынок, но там намного больше конкуренция, отмечает инвестиционный аналитик FastLaneVentures Андрей Куликов.

GetShopApp, тем не менее, проявляет интерес и к внешним рынкам. Как рассказал Кармо, в Америке первый аналогичный сервис запустили тоже в 2012 году, но на неделю позже. «Конкурировать с ними на их территории мы не собираемся, – говорят в GetShopApp. – Американский рынок они могут оставить себе. На наш взгляд, будущее e-commerce в России, Азии и Индии не менее глобально, и на этих рынках мы планируем активно развиваться».  
Напомним, что, по данным J’son & Partners Consulting, рынок мобильного контента в 2011 году вырос почти до 1,8 млрд долларов. Наибольшую выручку участникам принесла продажа аудиотреков и услуг RBT (Ring Back Tone – мелодия вместо гудка) – 766 млн долларов, На втором месте приложения для смартфонов – 355 млн, на третьем java-игры – 292 млн, далее следует продажа видео, просматриваемого на мобильном телефоне, – 255 млн.

В 2012 году J’son & Partners Consulting прогнозирует рост рынка мобильных приложений на 114%. Доля в этом показателе может принадлежать и GetShopApp.