Время бурить

Вадим Пономарев
15 февраля 2012, 09:07

В Астрахани состоялась закладка основных объектов, предназначенных для добычи нефти и газа на месторождении имени Филановского, расположенного в северной части Каспийского моря в 220 км от Астрахани. Нефтяная компания «ЛУКойл» открыла это месторождение в 2005 году. Извлекаемые запасы нефти по категориям С1+С2 месторождения им. Филановского оцениваются в 153,1 млн тонн, газа С1+C2 – 32,2 млрд кубометров.

Фото: ИТАР-ТАСС
Буровая платформа «ЛУКОЙЛа» будет добывать нефть на месторождении имени Филановского

Начало добычи нефти на этом месторождении планируется на 2015 год. К этому времени в Астрахани по заказу нефтяной компании и планируется построить ледостойкую стационарную платформу №1 (ЛСП-1), предназначенную для бурения и эксплуатации скважин, райзерный блок (РБ), жилой модуль (ПЖМ-1) и центральную технологическую платформу (ЦТП).

Согласно контракту, ЛСП-1 будет строить государственная Объединенная судостроительная корпорация (ОСК). Опорные основания платформы будут строиться на площадке астраханского судостроительного завода «Лотос», а верхнее строение – на Астраханском судостроительном производственном объединении, входящем в группу «Каспийская энергия», более 50% акций которой контролирует ОСК. Общая стоимость контракта, по сообщению «Каспийской энергии», – около 14 млрд рублей. В состав платформы входят: буровой комплекс для бурения 11 наклонно-направленных скважин с горизонтальным заканчиванием ствола, эксплуатационный комплекс для сбора, замера и подачи продукции скважин на ЦТП и энергетический комплекс. ЛСП-1 будет соединена переходными мостами с ПЖМ-1 и с ЦТП. Общий вес ЛСП-1 составит 15,2 тыс. тонн.

Контракт на создание РБ, который предназначен для подключения внутрипромысловых трубопроводов и трубопроводов внешнего транспорта для транспортировки нефти и газа с месторождений имени Филановского и Корчагина на береговые сооружения, и ПМЖ-1 вместимостью 125 человек заключен с астраханским судостроительным заводом «Красные баррикады». ЦТП весом около 21 тыс. тонн будет строить «Глобалстрой-инжиниринг».

Выбор «ЛУКойлом» астраханских корабелов для постройки своей ледостойкой буровой платформы для освоения месторождения имени Филановского, очевидно, объясняется двумя соображениями. Во-первых, в 2009 году они уже построили нефтяникам буровую платформу для освоения месторождения имени Корчагина, которое «ЛУКойл» начал в 2010 году. Еще раньше – в 1999 году «Красные баррикады» построили для «ЛУКойла» СПБУ «Астра», с помощью которой были открыты шесть месторождений нефти и газа на Каспии. Во-вторых, к осени прошлого года, когда подписывался контракт на строительство платформы для месторождения им. Филановского, стала немного более понятна структура собственников судостроительных предприятий Астраханской области. Южный центр судостроения, как предполагалось при создании ОСК, так и не был создан. Зато Объединенная судостроительная корпорация добилась контроля над крупнейшим отечественным строителем речных танкеров – нижегородским заводом «Красное Сормово» и получила контроль над группой «Каспийская энергия», объединяющей три астраханских судостроительных предприятия, в том числе завод «Лотос» и несколько КБ. При этом, очевидно, стали более спокойными отношения и между «Каспийской энергией» (КЭ) и «Красными баррикадами», 17% акций которых КЭ купила в 2003 году. С тех пор КЭ неоднократно предпринимала попытки увеличить свой пакет в «Баррикадах» до контрольного, но терпела неудачу.

Единственное, что несколько настораживает в этой истории, – финансовая ситуация на астраханских предприятиях «Каспийской энергии», о которой пишут астраханские журналисты. По данным отчетности за 2010 год по РСБУ, кредиты и займы «Каспийской энергии» (2,5 млрд рублей) действительно превышали ее выручку в тот год (2,3 млрд рублей). Но в «ЛУКойле» тоже умеют считать деньги и вряд ли бы согласились размещать заказы на этих предприятиях, не имея уверенности в том, что они будут выполнены.