В ожидании «Гранты»

Вадим Пономарев
17 февраля 2012, 12:02
Фото: ИТАР - ТАСС
«ИжАвто» ждет от «АвтоВАЗа» команду начать производство автомобиля Lada Granta

Руководство Объединенной автомобильной группы (ОАГ – «дочка» АвтоВАЗа, владеющая «Иж-авто»), может ввести на Ижевском автозаводе режим укороченной недели или сократить рабочие смены. Об этом на коллегии министерства промышленности и энергетики Удмуртии сообщил директор по производству «Иж-авто» Виктор Назаров. «На предприятии работают на сегодня 4,8 тыс. человек, это численность для той программы, которая у нас сегодня существует, она излишняя. Мы приняли решение не делать сокращений, увольнений на заводе, оставляем эту численность для того, чтобы провести обучение, оставить стабильный коллектив. Не исключаем некоторых вариантов – укороченную рабочую неделю или сокращение рабочих смен», – передало его слова РИА «Новости».

Причина планируемых изменений в графике работы одного из крупнейших автомобильных заводов страны в принципе понятна, поскольку он уже отправлял с 26 декабря по 17 января в отпуск более 2 тыс. своих сотрудников. В прошлом году «Иж-авто» с помощью АвтоВАЗа произвел рекордное за последние несколько лет количество автомобилей – более 70 тыс. Львиная доля из них пришлась на вазовскую «классику» – 31 тыс. Lada 2107 и 30 тыс. Lada 2104. И это, конечно, явилось мощным толчком для Ижевского автозавода, который годом раньше, по данным аналитического агентства «Автостат», выпустил всего 7 тыс. автомобилей, из которых реализовано было дилерами 5,5 тыс. Под новую производственную программу прошедшим летом «Иж-авто» дополнительно набрал более 2 тыс. человек, почти вдвое увеличив трудовой коллектив. А осенью прошлого года, когда АвтоВАЗ окончательно закрыл сделку по приобретению ОАГ, было объявлено, что Ижевский автозавод, в советское время рассчитанный на выпуск 220 тыс. машин в год, ждут еще более блестящие перспективы. «Вхождение ОАГ в состав группы АвтоВАЗ – это сотни новых рабочих мест и тысячи новых автомобилей. Уверен, что, работая вместе, АвтоВАЗ и "Иж-авто" в сотрудничестве с партнерами по альянсу Renault-Nissan имеют прекрасные перспективы развития», – говорил тогда президент АвтоВАЗа Игорь Комаров.

В принципе все эти планы подтверждаются и сейчас. В недавнем интервью «Вести 24» глава тольяттинского автогиганта заявил, что АвтоВАЗ, в том числе и с помощью производственных площадей в Ижевске, намерен к 2016 году увеличить объем продаж своих автомобилей до 1 млн в год (по итогам прошлого года АвтоВАЗ увеличил продажи в России на 10,6% по сравнению с предыдущим годом – до 578 387 автомобилей). В 2013 году на площадях «Иж-авто» предполагается начать крупноузловую сборку машин стратегического партнера АвтоВАЗа – тандема Renault-Nissan (предположительно, Renault Duster, Renault Sandero и Nissan Tiida).

Но это – перспектива. Сейчас же «Иж-авто» может рассчитывать фактически только на доходы от продолжения выпуска «классики», реализация которой после окончания программы по утилизации старых автомобилей резко замедлилась (по словам Виктора Назарова, в конце прошлого года нереализованными остались около 10 тыс. автомобилей). Производство в Ижевске главного вазовского хита – Lada Granta, который на главном конвейере в Тольятти уже выпускают в три смены, намечено на июнь. По предварительной информации, во второй половине года АвтоВАЗ в Ижевске намерен выпустить 27 тыс. этих машин. «Заводу предстоит дальнейшая глубокая модернизация производства, которая затронет все основные технологии – сварку, окраску и сборку. Она будет проходить без остановки действующих проектов по выпуску автомобилей», – заявил Виктор Назаров.

В этом году «Иж-авто» намерен выпустить чуть более 55 тыс. автомобилей. Но сколько их будет на самом деле, сказать довольно сложно, учитывая туманные перспективы продаж ижевской «классики», которая в этом году должна составить половину производственной программы Ижевского автозавода. Ведь Lada Granta изначально была ориентирована на тот же ценовой сегмент, что и классические «семерки». Lada 2107 ижевского производства в комплектации «стандарт», например, в Самаре стоит 207 тыс. рублей, а  Granta производства Тольятти в той же комплектации – 229 тыс. рублей. И если у человека сейчас есть хотя бы минимальная возможность выбора, он берет Granta, лишая тем самым «Иж-авто» возможности заработать на «классике», которая сейчас уже не поддерживается госпрограммой по утилизации автохлама.