«Аська» обойдется без рекламы

Валентин Мальцев
20 февраля 2012, 11:51

Один из крупнейших в мире сервисов для мгновенного обмена сообщениями ICQ обойдется в будущем без использования рекламы. Об этом уже объявили в Mail.ru Group — холдинге, владеющем системой.

Иллюстрация: Эксперт Online
Один из крупнейших в мире сервисов для мгновенного обмена сообщениями ICQ обойдется в будущем без использования рекламы

Правда, в компании не назвали точные сроки отказа от рекламных объявлений в программе. Пока отмечается, что ведутся только подготовительные работы. Сейчас, в последних версиях программы, рекламу пользователям демонстрируют в окне диалогов официальной версии ICQ.

Стоит отметить, что именно реклама зачастую становилась главной причиной отказа от официальных клиентов ICQ в пользу их клонов, в которых рекламы не было. Пользователи в России использовали для этого преимущественно QIP, в других странах были свои клоны. Когда сервисом владела еще компания America Online, она регулярно предпринимала попытки борьбы с неофициальными клиентами. AOL периодически вносила изменения в протокол сервиса, из-за чего пользователи альтернативных клиентов не могли ими воспользоваться. Но это давало только краткосрочный эффект: почти всегда разработчики альтернативных клиентов быстро устраняли проблему.

Весной 2010 года в жизни ICQ наступили перемены. Российский инвестиционный интернет-холдинг DST, позже переименованный в Mail.ru Group (среди прочего владеет миноритарным пакетом акций Facebook), приобрел ICQ и тут же официально открыл протокол мессенджера для разработчиков сторонних приложений. Никаких препятствий развитию клонов российские владельцы чинить не стали, хотя многие эксперты прогнозировали, что будет ровно наоборот. Кстати, сумма сделки тогда составила 187,5 млн долларов.

«Доходная часть от мессенджера ICQ настолько низка в Mail.Ru Group, что нет никакого смысла раздражать аудиторию», — сообщил по этому поводу Герман Клименко, основатель LiveInternet.

Строго говоря, Mail.ru Group вообще разрешала всем желающим создавать альтернативные клиенты для ICQ — лишь бы они не рассылали спам и не были коммерческими. При этом руководство росийского холдинга неоднократно подчеркивало, что его совершенно не заботит процесс монетизации мессенджеров. Тут стоит сказать, что в активы российской компании входит сервис обмена короткими сообщениями «Mail.Ru Агент», социальные сети «Мой мир» и «Одноклассники», а также доля в соцсети «ВКонтакте».

Вообще, действия Mail.ru Group можно назвать более чем разумными. Компания провела интеграцию своих двух сервисов. Так, пользователи получили возможность входить в свой аккаунт с нескольких устройств одновременно и добавлять в контакт-лист людей из <span>«</span>Агента». Так, сервис стал удобнее для использования русскоязычными пользователями, которых, как известно, среди юзеров ICQ большинство. 

Нужно также отметить, что в том же «Агенте» рекламных баннеров вообще отродясь не существовало. Этот продукт был нужен Mail.ru лишь как средство поддержания пользовательской лояльности, ведь очевидно, что интернетчики, «подсевшие» на «Агент», активнее использовали и другие сервисы портала.

Решение ICQ, важно признать, очень своевременное. В интернете появились небеспочвенные слухи о том, что видеомессенджер Skype включит рекламу в свою программу для российских пользователей уже в феврале. Собственно, если регуляторы в Европе и США не запретят Microsoft приобретать сервис (а это тоже вполне возможно), для этого нет вообще никаких препятствий. В долгосрочной перспективе это, конечно, может отрицательно сказаться на популярности пока еще крупнейшего в мире сервиса для видеозвонков.

За первый год работы в составе холдинга Mail.ru Group ICQ недосчиталась 11 млн своих пользователей. В июне 2011 года (это последние данные) сервисом пользовались порядка 30 млн интернетчиков. Еще 5,1 млн человек пользуются QIP — альтернативным клиентом.

Эксперты говорят, что мессенджеры постепенно отмирают и крах «аськи» и подобных программ неизбежен. Отказ от рекламы в данном случае может лишь отсрочить этот процесс.