Бонусы под контролем

Анна Королева
корреспондент Expert.ru
22 февраля 2012, 12:42

Как заявил на форуме «Слияния и поглощения в России» зампред Банка России Михаил Сухов, ЦБ намерен оценивать финансовое положение российских банков по уровню оплаты труда. По мнению чиновников, существующую систему оценки финансового положения следует дополнить новым показателем - системой оплаты труда. Он «станет строиться по тому же стандарту, что и прежние. Будет пять вопросов, ответы на которые мы станем учитывать при оценке финансового положения банка», - пояснил зампред ЦБ.

Фото: ИТАР-ТАСС
Михаил Сухов намерен оценивать финансовое положение российских банков по уровню оплаты труда

Для начала, указал Сухов, результаты оценки будут использоваться при определении режимов надзора за банками. «Но одновременно мы работаем над поправками в законодательство, позволяющими расширить полномочия регулятора в определении стандартов системы оплаты», – заявил чиновник. По его словам, на сегодняшний день правовые возможности ЦБ в сфере регулирования оплаты деятельности банкиров ограничены. И он намерен изменить ситуацию, причем уже в 2012 году. Правда, и мнение банкиров в этом вопросе также будет учитываться, оговорился чиновник.

ЦБ предлагает несколько важных нововведений, которые должны повысить прозрачность сектора и способствовать повышению прибыльности кредитных организаций. В первую очередь, это увязка зарплат и бонусов с финансовыми результатами банков. Здесь, по словам Михаила Сухова, важна схема мотивации. В частности, бонусная часть оплаты топ-менеджеров должна превышать половину их общих доходов, чтобы «результаты материального благополучия руководителя и членов правления в первую очередь зависели от финрезультатов банка». Впрочем, те подразделения, которые следят за рисками и занимаются внутренним контролем, должны иметь фиксированную часть оплаты, которая будет превышать половину общего уровня доходов. По словам чиновника, эти службы должны быть ориентированы на соблюдение правил и стандартов, а не на прибыль.

Второй момент – уменьшение бонусов руководства, если банк получит плохие результаты от сделок, заключенных при прошлом топ-менеджменте. Это необходимо, чтобы новое руководство было заинтересовано как можно быстрее нивелировать негативные последствия «неудачного» руководства. Кроме того, «должен быть учрежден специальный орган при совете директоров, который призван обеспечивать контроль за выплатой вознаграждений руководителям банков. Мы будем подталкивать банки к раскрытию, в соответствии с международными стандартами, размеров наиболее крупных вознаграждений без указания, кому они выплачены, и раскрытию фиксированной и нефиксированной части оплаты труда», отметил Сухов.

Задачи ЦБ ставит глобальные. «Мы начинаем осваивать новую сферу регулирования – систему оплаты труда в банковском секторе. Наши банкиры за прошедший год получили 528 млрд рублей. При среднем уровне доходов 54 тыс. рублей это вряд ли может характеризовать средний уровень их благосостояния. Банкиры, допускающие серьезные убытки или работу с превышением или отклонением от стандартного риска, не должны благополучно отъезжать на пенсию на Лазурный берег», – заключил Михаил Сухов.

Звучит перспективно, хотя некоторые эксперты с сомнением относятся к инициативам ЦБ. Если западные банки находятся под пристальным вниманием властей постоянно, то в России эта практика эпизодическая, отмечают, например, в Fibo Group. И сейчас ЦБ собирается заняться вопросом оценки финансового состояния банков, чтобы просто отследить бонусные выплаты. Понятно, что это только следование за Западом, и происходит оно сугубо по-русски. К примеру, один из аспектов состоит в публикации размеров особо крупных бонусов – ни для кого не секрет, что руководство обычно получает приличное вознаграждение, но смысл действий, когда у населения растет неприятие к людям финансового сектора, непонятен. С другой стороны, бонусы банк платит исходя из чистой прибыли, а если тут задействованы теневые деньги, то это больше дело прокуратуры или налоговой. Получается, что ЦБ в очередной раз занимается популизмом, уверены в компании, а не эффективными решениями. Логичней было бы ввести обязательную дифференцированную шкалу бонусов в процентном соотношении от доходов банка, тогда система была бы более прозрачной и объективной.

Вообще, это не первая попытка ЦБ регулировать систему мотивации – первые попытки относятся к кризису 2009 года, когда ЦБ собрал международный опыт в этой области и рекомендовал теруправлениям ЦБ довести рекомендации до всех банков, добавляет руководитель группы исследований рынка УК БКС Андрей Стоянов. «Я склонен рассматривать это скорее как желание следовать в русле общемировых тенденций банковского надзора, причем в большей степени формально, – отмечает эксперт. – Прежде всего потому, что скандалы вокруг Банка Москвы и Межпромбанка обнажили серьезнейшие дыры в системе надзора, никак не связанные с системой бонусов. Надзорный подход эффективен только там, где нет возможности выводить и прятать активы. А если они есть, дополнительные требования напоминают скорее попытку фильтровать воду решетом».

Но в целом аналитики позитивно относятся к предложениям Банка России. Данное решение действительно является частью общемировой тенденции, но в той части, где на фоне углубления кризисных явлений в экономике регуляторы пытаются ограничить руководство банков в возможности «выписывать» себе бонусы, поясняет аналитик «Инвесткафе» Алексей Пухаев. Если изначально топ-менеджеры получали определенный бонус за какой-то определенный результат, то к 2008 году выплата бонусов стала обязательной, несмотря даже на крайне неудовлетворительные показатели деятельности.

Сейчас ситуация с оплатой труда на некоторых российских предприятиях становится напряженной, как в 2008 году, соглашается и аналитик ИФК «Солид» Артур Ахметов. В таких условиях бонусы топ-менеджеров банков должны находиться под строгим контролем, тем более в преддверии выборов. Оценивать их вознаграждение в зависимости от финансового состояния вполне логично, тем более для мировой практики идея не нова. К оттоку квалифицированных топ-менеджеров из России данная инициатива вряд ли приведет, так как в Европе и США их ждут такие же ограничения, которые были введены раньше. Это надо расценивать лишь как заботу о финансовом состоянии банков.