Google – корпорация зла?

Валентин Мальцев
6 февраля 2012, 15:54

Рекламный слоган компании Google – Don’t be evil («Не делай зла») - один из самых популярных в мире бизнеса. Только вот незадача: в последнее время все больше экспертов склоняется к мысли, что интернет-гигант вполне уже можно считать «корпорацией зла».

Иллюстрация: Эксперт Online
В последнее время все больше экспертов склоняется к мысли, что интернет-гигант вполне уже можно считать «корпорацией зла»

Совсем недавно интернет-компания Google объявила, что последует примеру Twitter и впредь будет ничтоже сумняшеся блокировать доступ своих пользователей к популярным блогам, если того потребуют власти стран третьего мира. Как говорится, ничего личного – только бизнес-интересы. Логика, вне всяких сомнений, есть: диктаторские режимы во многих странах мира очень часто отключают неугодные им сервисы, становящиеся рассадниками диссидентского движения. К тому же мы все знаем, какую роль сыграли публичные интернет-площадки в революциях в Тунисе, Египте и других арабских государствах в прошлом году.

Технически запретить жителям «третьих» стран доступ к популярным блог-хостингам во время народных волнений довольно просто: как только юзер набирает адрес нужного ему сайта, система определяет по IP-адресу местоположение человека и перенаправляет его на локальную версию сервиса. На котором неугодного властям контента, ясное дело, уже не будет.

Собственно, Google, сколько бы ни пыталась доказать обратное, никогда и не была борцом за гражданские права жителей тех стран, правительства которых их угнетают. Все помнят скандал в Китае, откуда Google официально ушла и при этом громко хлопнула дверью, заявив о цензуре в Поднебесной. Но произошло это только после того, как выяснилось, что сервера Google подвергаются регулярным атакам, а власти Китая даже не собираются этому препятствовать. До тех пор Google весьма спокойно блокировала китайцам доступ к ресурсам, рассказывающим о подавлении инакомыслия в Китае, поддерживала цензуру и называла это «бизнес-интересами».

Политика конфиденциальности интернет-гиганта тоже вызывает массу нареканий. Google без тени стеснения собирает информацию обо всех своих пользователях, об их перемещениях, запросах и интересах. Пока только с одной целью – чтобы демонстрировать вам максимально «полезную», «подходящую» рекламу. Но кто знает, не попадет ли эта информация, скажем, силовым органам страны, в которой вы живете? В конгрессе США многие политики уже громко выказывают свое возмущение по этому поводу.

Руководство компании вынуждено постоянно оправдываться, но делает оно это несколько неуклюже и постоянно намекает на то, что вместе с развитием интернета эпоха неприкосновенности privacy неизбежно подходит к концу.

Google знает практически все о многих своих пользователях. Если вы пользуетесь Gmail – система знает очень многое о ваших бизнес-связях и личной жизни. Если вы используете Google Docs – вы уже не можете считать, будто ваши рабочие данные надежно спрятаны от глаз посторонних. А узнать, где сейчас находится и что делает пользователь Google Calendar и смартфона на Android, и вовсе не представляет никакого труда. А если вы соберетесь пользоваться электронной платежной системой Wallett, то Google сможет даже следить, какие продукты и где вы покупаете.

Отношение к этому у всех может быть разное. Кто-то скажет: «Можно ведь просто не пользоваться услугами Google», и будет прав. Кто-то скажет, что Google просто стала типичной корпорацией, правильно ведущей дела и стремящейся исключительно к максимизации собственных прибылей. Но в эпоху всеобщей глобализации эти вопросы находятся в зоне интересов властей и правозащитников.

О проблеме, кстати, как-то говорил и известный российский дизайнер Артемий Лебедев. Он озаботился тем, что Google тратит огромные ресурсы для того, чтобы позволить пользователям хранить информацию на ее серверах. Само по себе это никакой опасности со стороны «Большого брата» не несет, но вот ситуация, когда огромное количество информации сосредотачивается в одних руках, может однажды стать весьма опасной.

Эти опасения, кстати, недавно высказал и популярный в США техноблог Gizmodo, имеющий опыт противостояния с Apple и лично Стивом Джобсом. Издание пишет, что Google давно нарушила свое обещание «не быть злой» и теперь даже не скрывает того факта, что следит за всеми пользователями. Соответствующие изменения в политику конфиденциальности корпорации будут внесены 1 марта. А объясняют в корпорации это тем, что чем больше система будет знать о пользователях, тем удобнее будет ею пользоваться. Но вот что важно: пользователям не дали права на выбор. А значит слоган «Не делай зла» уже можно считать устаревшим.