Дыхание пленки и экономика цифры

Тамара Дондурей
8 февраля 2012, 10:14

9 февраля в Берлине откроется 62-й международный кинофестиваль. Берлинале входит в тройку главных мировых смотров и считается территорией осмысления болезненных этнокультурных, а также политических конфликтов.

Фото: picvario.com/ Russian Look
В Берлине покажут отреставрированный «Октябрь» Сергея Эйзенштейна и обсудят преимущества пленки в эпоху цифрового кино

Недаром актриса Изабелла Росселлини, возглавившая жюри в прошлом году, предпочла грандиозной по фактуре «Туринской лошади» Бела Тарра изящную иранскую драму Асгара Фархади «Надир и Симин: развод». Сюжет картины Фархади строился вокруг неразрешимой семейной ситуации, сложности принятия решений в консервативной мусульманской среде. С тех пор фильм получил множество наград по всему свету, номинацию на премию «Оскар», а сам Фархади приглашен в жюри нынешнего Берлинале. Новый выбор судейской команды уже заранее можно трактовать как одну из удач фестиваля. На сей раз конкурс оценят Шарлотта Генсбур, Джейк Джилленхол, Франсуа Озон и Антон Корбайн, а руководить звездным десантом призван британский режиссер Майк Ли. В 2008 году ироничный знаток сути человеческих отношений Майк Ли (обладатель золотых призов Канн и Венеции) представил в Берлине комедию «Бесшабашная», однако Гран-при так и не получил. Картины режиссера почти всегда существуют на границе между классикой и хрупкой злободневностью, беспощадностью и симпатией к чудаковатым, порой совсем несчастливым героям. В этом смысле Майк Ли – идеальная кандидатура для разбора остросоциальных импровизаций. Остается только предполагать, каким образом он оправдает надежды поклонников и возьмет реванш за опыт участия в фестивальной программе. Кстати, ожидают на Берлинале и Изабеллу Росселлини. Актриса сыграла в «Замочной скважине» у своего давнего друга и соавтора канадца Гая Мэддина. Фильм анонсирован как специальное событие.

Почти все громкие премьеры с участием именитых голливудских актеров предусмотрительно вынесены во внеконкурсные показы фестиваля. Ажиотаж у чуткой публики наверняка вызовет экранизация романа Джонатана Сафрана Фоера «Жутко громко и запредельно близко» Стивена Долдри («Часы») с Томом Хэнксом и Сандрой Буллок в главных ролях. И хотя фильм уже вышел в ограниченный американский прокат, путешествие мальчика в поисках разгадки тайны отца, погибшего в трагедии 11 сентября, обещает стать одним из самых обсуждаемых на Берлинале. Как и костюмная экранизация романа Ги де Мопассана «Милый друг», снятая театральным режиссером Декланом Доннелланом и художником Ником Ормеродом. Порочным соблазнам в фильме предаются Ума Турман и красавчик Роберт Паттисон («Сумерки»). Китайский классик Чжан Имоу покажет военную драму «Цветы войны» с Кристианом Бэйлом о жертвах нанкинской резни. Два года назад Имоу привозил в Берлин комикс «Женщина, пушка и лапша», обернувшийся гимном любви к кино и безграничной режиссерской свободе. Мэрил Стрип предстанет в образе «Железной леди» – Маргарет Тэтчер и получит почетный приз за достижения в кинокарьере.

Хитами основного конкурса стали картины режиссеров нонконформистов, которые гораздо органичнее вписались бы в изысканные программы Канн или Венеции. Самым провокационным сюрпризом Берлинале пока выглядит «Пленница» Бриллианте Мендозы с Изабель Юппер в главной роли. Медитативная история схватки между заложниками и похитителями, их целями и грезами в беспокойных филиппинских джунглях. Выделяются из списка и интимная мелодрама «Милость» немца Матиаса Гласснера, прославившегося в Берлине радикальной картиной о маньяке «Свободная воля», и черно-белая лента «Табу» португальца Мигеля Гомеша.

Отобран в конкурс и российско-американский проект «Машина Джейн Мэнсфилд» бунтаря Билли Боба Торнтона. Фильм об американской провинции конца 60-х годов продюсировала компания Александра Роднянского. Два российских фильма попали в экспериментальные, но от этого не менее модные программы фестиваля. Бескомпромиссная притча «Конвой» Алексея Мизгирева – в «Панораму». А «Завтра» – документальное исследование акций арт-группы «Война» – в «Форум».

О судьбе картин частной российско-германской кинокомпании «Межрабпом», существовавшей при советской власти расскажет ретроспектива «Красная фабрика грез». В ней собраны уникальные картины от «Аэлиты» Якова Протазанова до отреставрированной пленки «Октября» Сергея Эйзенштейна. Словно в развитие этой архивной темы на фестивале можно увидеть документальный фильм Кристофера Кеннели «Бок о бок», в котором актер Киану Ривз обсуждает с важнейшими голливудскими режиссерами достоинства пленки в эру цифровой революции. Своими впечатлениями делятся Дэвид Линч, Джеймс Кэмерон, Мартин Скорсезе и Ларс фон Триер. Разговоры об утраченных вместе с пленкой иллюзиях синефилов приобретают накануне премии «Оскар» особую актуальность. В прошлом году берлинцы рукоплескали фильму Тома Хупера «Король говорит». Сейчас большинство номинаций у фильмов «Артист» Мишеля Хазанавичуса и «Хранителя времени» Мартина Скорсезе, которые можно объединить признанием режиссеров в их страсти к архивному кино. Так, на Берлинале строятся связи между Россией и Германией, прошлым и настоящим, шокирующими открытиями и раритетными подарками киноманам.